Сибирские огни, 1933, № 1-2
ет. Прошло уже более полсезона, но за все это время мы имели в Новосибирске всего 2 концерта, заслуживающих внимания. Это (кон- церт пианиста Эделымана и симфонический концерт оркестра Радио-центра. Первый кон- церт дал возможность познакомиться в хо- рошем исполнении с образцами фортапьянюго творчества, преимущественно романтического направления (Шуман, Шопен, Лист) — в их лучших 1П1роизв(еден1иях. Основным недостатком концерта Эдельмана, характерным дли всех вообще новосибирских «онцергов, надо считать с т а н д (а р т н о с т ь и р ю ir р а (м (м ы. Бели концертант пианист, то он обязательно исполняет—6-ю рапсодию, Кампанеллу, Листа, C-dur полонез Шопена и т. п. Если же концертант скрипач — то в большинстве случаев слушателю препод- носятся известные вальсы (Крейслера, куски из «Кармен» и «Русский карнавал» Веневского. ОлОвом, концертант приезжает сюда с прове- ренным, доходчивым репертуаром. Если загля- нуть в архив и пересмотреть программы вы- ступ айших с концертами в Новосибирске пиа- нистов, то можно убедиться, что в большин- стве они исполняют все те же повторяемые из года в год вещи. (Очевидно, необходимо, как- то (спланиро- вать программы концертантов, потребовав от мих известного- разнообразия и новизны. При- чем, целесообразнее всего строить не «сбор- ные» программы, цель которых (сугубо ,раа- влекаталываи. Наилучше давать целевые про- граммы, посвящая отдельным композиторам, или нправлениям, если не вечер, то oтдeлe^ ние. Само собой разумеется, такие концерты надо сопровождать небольшими пояснениями. Еще лучше выпускать специальные програм- мы. Второй (концерт, который мы (слушали в конце декабря—дао концерт симфонического оркестра Радио-центра. Программа его ие включала ни -одного крупного евмфоничеако- по произведения и (была составлена из увер- тюр л отрывков крупных (произведений. Не- обходимо отметить, что наряду с показом лучших образцов наследия прошлого, как, например, произведения Бетховена, Мусорг- ского, были даны также образцы современ- ного творчества —• третья чаать колхозной симфонии Мясковюйапо. Это каЖ'ется первый случай, к о г д ' в программах симфонических концертов (необычайно редких в Новосибир- ске) мы встречаем современные произведе- ыия. До сих пор репертуар крупных «онцергов всегда замыкался рамками XIX века и игно- рировал не только современных наших со- ветских композиторов, «о и вообще всю му- зыку, написанную в XX веке (за исключением может быть мелких вокальных произведе- ний). Новосибирский (слушатель (концертов -совершенно не знает новой музыки, в осо- бенности советской. В Новосибирске имеется довольно солид- ное количество музыкантов. Часть их рабо- тает в кино-театрах. Если собрать всех му- зыкантов, то можно создать приличный сим- фонический -оркестр, (С богатым составом смычковых инструментов. ((Между прочим, оркестр Радио-центра с этой стороны как раз страдает). (Концерты такого объединенного 'Оркестра могли бы внести большое разнообразие и оживление в скудную (музыкальную жизнь столицы Западной Сибири. И такой оркестр не так трудно создать. Этому мешает, по нашему, лишь косность и «еповоротиивэсть УЗП и профсоюзной организации рабис. Помимо упомянутых двух открытых кон- цертов в городе прошло несколько десятков закрытых концертов. Они давались в различ- ных учреждениях концертным сектором УЗП и Радио^центром. Говорить серьезно об этих концертах не приходится. Программа их все- гда пестра (и случайна и никакой художест- венной ценности не представляет. Никакой систематической воспитательной работы не преследуют и как по программам, так и по исполнителям носят случайный характер. Как видим, итоги второго, полугодия 1932 года мало утешительны. Вопросам ввадревия музыкальной культуры в широкие слои тру- дящихся должно быть уделено большое и серьезное внимание. В Новосибирске при наличии (симфониче- ского оркестра радио-центра есть возможно- сти вести работу не только в отавах студии через эфир, но и обслуживать симфонически- ми ^концертами трудя щихюя непосредственно (вполне понятно, что эмоциональное воздей- ствие непосредственных звуков оркестрового коллектива, нельзя сравнивать с хрипящей интерпретацией репродуктора), знакомя в пла- новом порядке, наряду с классиками и с на- шими советскими композиторами. Концертный сектор УЗП, обслуживающий местными силами различные учреждения го- рода по заявкам и организующий концерты гастролеров, т а кже должен изжить практику составления случайных программ и встать на путь плановой работы С четко выявленной художественной целеустремленностью. Н. М. ХРОНИКА ПИСАТЕЛИ—К МИКРОФОНУ. — Оргкоми- тет ССП и Радио-студия два раза в месяц — 1 и 16 числа выпускают литературно-художе- ственные радио-альманахи, состоящие из рас- сказов, очерков, стихов и отрывков. Начиная с февраля, два ра за в месяц, пере- даются по радио творческие вечера писате- лей 'сибиряков: небольшая критическая статья и выступление писателя со своим про- изведением. Намечено устроить вечера следующих писа- телей: Кондр, Урманова, В. Итииа, Г. Павлова, A. Коптеяова. Н. Кудрявцева, В. Непомнящих, B. (Вихлявцева, Ильи Мухачева, Н. Алексе- ева, Г. Вятюина, П. Стрижкова, Г. Пушкарева, П. ГинцеЛ'Я, Г. (Кальвари, Н. Титова. * ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ПИ САТЕЛЕЙ ОЙРОТИИ. — В Улале вышла из печати пьеса ойрота П. К у ч е я к о в а —
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2