Сибирские огни, 1933, № 1-2

лишь техническую помощь уже работающим группам. Существовала внутри Союза и другая точка зрения, сводившаяся к недооценке важ- ности деятельности профессионального рево- люционного театра, особенно в той ее части, которая была связана с выходом на крупней- шие сцены страны. Сторонники такого под- хода к деятельности профессиональных теат- ров обосновывали его тем, что при наличии исключительно строгой цензуры последний в лучшем случае может выражать лишь идеи со- циал-демократического толка. 'Они настаива- ли на том, что Союз должен оставить полити- ку выхода на большую сцену и замкнуться в нелегальной или полулегальной- работе ic агитиропбригадами. Для нас такие речи не но- вы. Это чистейшей воды левацкий маневр. Мы прекрасно понимаем, что обе формы нашей активности — театр профессиональный и те- атр самодеятельный — одинаково важны, и недопустимо уделять недостаточное внимание одной из них за счет другой. Лишь работа в тесном контакте даст результаты, столь не- обходимые в стране, где политическая актив- ность рабочего класса поставлена под жесто- чайший контроль полицейских органов. Такие результаты тем более воаможны, что мы име- ли единую систему, концентрирующую все без исключения формы театральной работы. И сегодня, на пороге 1933 г., Шодводя итоги проделанного, мы можем оказать, что Союз пролетарских театров — секция Федерации пролетарских культурных организаций Япо- нии — является ее сильнейшей, наилучшим об- разом спаянной ячейкой. 1У. Японский революционный т^атр подвергает- ся особенно жестоким преследованиям в те- чение последних полуторых лет — полугорых лет военных действий в Манчжурии. Имеет место не только строжайшая цензура текста пьесы, но и режиссерского оформления, прие- мов актерской игры, декораций и даже свето- вых эффектов. Полностью запрещена прода- жа театральных журналов. Почти все собра- ния запрещаются тотчас же по их созыву. Аресты и пытки работников Союза стали ооыч- ным явлением. 12 руководящих товарищей Со- юза ныне находятся в тюрьме, и им грозит заключение от 2 до 5 лет. Но, несмотря на эти преследования, резуль- таты работы наших японских тварищей гово- рят за то, что развитие только подлинной мас- совой революционной театральной организа- ции может послужить ответом на полицейские преследования. И уроки Японии действитель- ны не только в этой стране, но и во всех других, где фашистский террор имеет мест» в более или менее откровенной 'форме. Отсюда — основная проблема, перед кото- рой стоит ныне революционное театральное движение в Японии, — э то организация дей- ственной 'борьбы с ростом фашистских тенден- ций. Отсюда — необходимость не только уси- лить ряды Союза, но и привлечь к • нему про- грессивные элементы буржуазного театра. Этому вопросу должно быть уделено больше внимания, нежели это имело место до сих пор. /Больше внимания должно быть отведено и совместной театральной работе с революци- юиной профоппозицией в рядах буржуазных театральных организаций. Необходимо всяче- ски форсировать отход прогрессивных элемен- тов от буржуазного театра. Оообые условия работы в этой области заставляют нас быть особенно виим'ателыными и чуткими. Японский революционный театр допустил здесь ошибки. Так, в 1931 г. один из крупнейших актеров Кабуки восстал против существующих в теат- ре традиций. Расхождения были и экономиче- ского и идеологического порядка. Союз во- время не сделал необходимых выводов. Ре- зультат — не только потеря Союзом этого крупнейшего актерского дарования, во и раа- рушение оформлявшейся оппозиционной груп- пы в наиболее мощном театральном тресте Японии. Все секции МОРТ находятся в настоящее время в процессе активной подготовки пред- стоящей М'еждународной олимпиады. Это обя- зывает нас к еще более четкой работе по ук- реплению и профессионального театра и са- модеятельных групп, ибо, как видно из пре- дыдущего, только централизованное руковод- ство обоими этими звеньями, обеспечивает все- стороннее раскрытие тех 'богатств, которые таятся в недрах рабочего класса и крестьян- ства. Нужно надеяться, нужно приложить вое свои 'Старания, чтобы предстоящая олимпиада прошла именно под лозунгом этого тесного сотрудничества в каждой отдельной .стране всех составных элем'внтов пролетарского те- атра. Только при осуществлении подобного сотрудничества, повторяю, возможно быстрое и действенное продвижение вперед, по пути к тем конечным целям, который ставит и пе- ред вами, работниками культурного фронта» новый строй, строй социализма. / Перевел с английского Ю . J1. Шер.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2