Сибирские огни, 1933, № 1-2
.ЛЕВЫЙ ТЕАТР'. Токио—"Уюльная1пы !Ь", пьеса Мшша, реж, САСАКИ га. Уже на втором .национальном конгрессе Со- юза пролетарских театров в 1930 г. обсуж- дался вопрос о создании рабочих и крестьян- ских самодеятельных театров. Снова та же те- ма была 'предметом широкой дискусаии в 1931 году. Но все усилия к быстрой реализации это- го исключительного по важности дела были систематически подрываемы до .самого послед- него времени оппортунистической точкой зре- ния, основанной на том, что это дело проф- союзов, а не органов Союза. Но и сам Союз явно недооценил роли самодеятельных круж- ков. Реальной помощи им не ;было оказано. Вместо этого, Союз выдвигал идею разви- тия своих специализированных агитпропбри- гад с репертуаром малых форм. Союз обос- новывал свое предложение следующими моти- вами. «Красные пробудители» — одна из то- кийских агитбригад, выступали за 6 первых месяцев прошлого года 103 раза. Число зои- телей в городах и сельских местностях соста- вило за это время 14059 человек, из них 8162 рабочих и крестьян. Во второй половине 1932 года были проведены широкие мероприятия для развития таких самодеятельных коллекти- вов. Союз имеет ныне 20 театров в Токио и 20 в провинции находятся в стадии организа- ций. Еще больше имеется маленьких групп,- оформившихся в театральных кружках, но не включенных в сеть Союза. Кроме того, для работы среди корейского населения, живуще- го в собственно Японии, образованы 'две од- нотипные группы из рабочих, говорящих на корейском языке. Эти две группы являются как бы форпостом нашей деятельности в Ко- рее и на Формозе. Для руководства в этой области образованы в начале 1932 г. комиссии по Корее и Формозе под непосредственным контролем Центрального исполнительного ко- митета Союза. Постоянный контакт установ- лен также и с «левым драматическим союзом» в Китае. Все эти мероприятия должны обес- печить усиление Дальне-восточного бюро MQPT в Токио. Обычная численность самодеятельных теат- ральных кружков составляет 10-15 человек. Репертуар — либо оригинальный, написанный самими кружковцами, либо получается от спе- циальной репертуарной комисаии союза. Те- матика репертуара в основном относится к те- кущим политическим и экономическим кам- паниям или посвящена какому-либо выдающе- муся событию общественной жизни в стра- не. В связи с оккупацией Манчжурии, мы раз- вернули широкую антивоенную пропагандист- скую деятельность с помощью все тех же агитбригад. Эти антивоенные выступления про- ходят чаще в нелегальной обстановке. Сведения, поступившие в репертуарную ко- миосига за последние два меояца, показывают тот большой интерес, который существует • широких кругах пролетарской общественностк Японии к деятельности этик групп. До лета текущего года организационные формы революционного театрального движе- ния в Японии были таковы, что руководство так называемыми «театральными кружками» я самодеятельными коллективами при них было разделено. Общее мнение, однако, таково, что театральные кружки являются превосходной базой для развития самодеятельного искусст- ва и отсюда — прямой смысл к объединению обеих этих форм. С успехом были проведе- ны меры к территориальному 'й организаци- онному об'единению их, с тем чтобы массо- вой работой кружков подкрепить агитпрои- группы и снабдить первые необходимыми их мат ериа льными ресурс ами. Выше мы уже излагали натовозь оппорту- нистическую установку некоторых руководя- щих деятелей Союза, заключающуюся в жела- нии отмахнуться от строительства рабочих и крестьянских театров, оставив это дело цели- ком на попечении профсоюзов, приняв на себе
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2