Сибирские огни, 1933, № 1-2

пролетарских театров Японии, — японская сек- ция международного объединения революцион- ных театров, — участвовал в деле защиты СССР, в деле показа двух миров лишь путем постановки советских пьес. Не нужно говорить, что пьеса Хисаито явит- ся новым шагом вперед на этом передовом участке фронта. Она покажет японскому про- летарию, не менее других страдающему от кризиса капиталистической системы, этот ве- личайший вопрос — «у нас и у них», пока- жет мир социалистического процветания и мир капиталистического гниения. Йз советских пьес мы показали за "послед- нее время «Хлеб», «Город ветров» Киршона. Они пользовались неизменным успехом в ра- бочей аудитории и до сих пор не сходят с нашей афиши. Бели мы сравним положение, в котором на- ходится сейчас революционный профессио- нальный театр в Германии, то увидим, что наш японский театр стоитзначительно ближе к мас- сам. В то время как европейский професси- ональный революционный театр черпает свою аудиторию за счет кругов революционной ин- теллигенции, наш японский театр своим ос- новным зрителем считает, имея на то все пра- ва, широчайшие пролетарские массы. От «их- то он и шолучает свою главную поддержку. Это об'ясняется четкой, правильной идеологичес- кой линией, тесными деловыми связями с -ре- волюционным движением и превосходным, ни разу -еще не юкомпром-етировавшим себя репертуаром. Токийский «Левый театр» 'избавился от всех, даже самых незначительных проявлений ин- дивидуализма в -методах своей работы. Такой, какой -он есть сегодня, — это подлинный пролетарский -театр. Его репертуар принимает- ся лишь после длительного и -внимательного изучения и обсуждения на общих собраниях работников театра. Режиссер также избирает- ся общим собранием, а не назначается сверху, как это имеет место в практике буржуазного 7еатра. Совместному обсуждению подвергает- ся и -общий характер постановочной работы. Контроль всего коллектива не ослабевает ни на минуту, будучи введен даже и в практику организационной работы. (Поздней осенью 1929 г. театр установил тес- нейший контакт с зрителем путем распростра- нения на крупных предприятиях стоик биле- тов с большой скидкой. Такой контакт привел к образованию в следующем году «Драмати- ческой лиги» {нечто вроде общества друзей этого театра. — Примеч. перев.). К концу пер- вого года своего существования она насчиты- вала 3500 членов, большинство которых было рабочие. Растет лига за счет тех 30000 посто- янных посетителей театра, имена которых за- несены в специальный список. Роет японского профессионального револю- ционного театра можно увидеть также из ко- личества представлений («длительности жиз- ни») каждой постановки. Три года тому назад, в 1929 г., театр занимал небольшое помещение на 500 мест в течение недели из каждых двух месяцев. В следующем, 1930 г. театр, за- нимая попеременно малый и большой залы (по- следний на 1000-1200 мест), -удлинил срок своей рабо-ты до двух недель из в-осьми. Наконец, в 1931 и 1932 гг., пьесы японских революцион- ных профессиональных театров шли от двух до трех недель в течение каждого меояца и в малом и в большом залах. Всего за 12 месяцев 1931 ,г. токийский «Ле- вый театр» посетило 40000 зрителей. В 1932 т. за шесть первых месяцев — с 15 февраля ао 15 июля — это число уже оставляло 30944, не- смотря на (изменившиеся в худшую сторону об'ективные причины (война в Манчжурии). За этот же период в Т-омио на представлениях всех революционных театров, включая и выше- указанный «Левый театр», присутствовало уже 885II человек. Процент рабочих возрос ао сравнению с 1929 г. с 50 до 75. Вторым наиболее крепким звеном среди .про- фессиональных театров, объединяемых Союзом, является («Новый театр Тсукидэи», о котором выше мы уже говорили. Еш репертуар—одно- именный с тем, что идет на подмостках «Лево- го театра», с той, пожалуй, разницей, что пье- сы советских авторов занимают там относи- тельно большее место. Из советских пьес шли «Шторм» и «Эхо» Билль-Белоцерковского пе- ределка «Матери» Горького, «Рычи, Китай» Третьякова и т. д. Некоторое время тому на- зад среди японских товарищей имело место ка- кое-гго скрытое предубеждение к .советским .пье- сам, особенно к тем из них, где затрагивается вопрос о социалистическом строительстве. Это, если можно так назвать, «противодействие» об'яанялось ими тем обстоятельством, что-де пьесы с такой тематикой не имеют прямого отношения к повседневной жизни японских тру- дящихся. Ныне эта тенденция полностью лик- вид|»ров.ана. В резолюции нашего первого пле- нума, уже проведенной в жизнь, мы обязываем театры к максимальной пропаганде образцов советской драматургии и через эти образцы показа социалистического строительства в СССР. Тогда же было принято решение не ослаблять нашей антивоенной работы и рабо- ты в деле защиты Советского союза. Постановка пьес, -активизирующих вопросы защиты Советского союза, будящих массы на борьбу против войны, становится особенно важной в -момент, когда японский империализм ведет свою кровавую работу в Манчжурии. Нужно отметить, что буржуазные театры 80 проц. своей тематики черпают .в патриотиче- ском прославлении войны и особенно манч- журской авантюры. Не был исключением из этого правила и -«старый Тсукидэи», — опл-от .мелкобуржуазной культуры. «Новый Тсушд- аи» не пошел по -стопам своего предшествен- ника. Пожалуй, -он даже перерос no достиже- ниям своего старшего брата, токийский «Ле- вый театр», (с которым он находится в рево- люционном соревновании, одним из основных пунктов которого является лучшая подготов- ка к международной театральной олимпиаде в Москве. Штабом Союза пролетарских театров, шта- бом всего революционного движения Японии стало здание «Нового театра Тсукидзи». Одна- ко, наши труппы выступают и в друпих, наи- более крупных театральных залах японских городов, не уступающих -по .своей вместимости Большому театру в Москве и берлинскому Шаушпильхаусу. Периодически мы выступаем и в так называемых «комбинатах развлече- ния». Плата за вход для рабочих не прешы-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2