Сибирские огни, 1933, № 1-2
ся в действенную форму агитпропработы. На- личие этой группы не обеспечивало, однако, роста коллективов за счет привлечении рабо- чих. Причина ясна. Мы не располагали еще в этот период высококвалифицированными, по- литически сильными руководителями. '«Те- атр в чемодане» этого дать не мог. Годы 1926-27. Годы, последовавшие за стач- кой печатников. «Театр в чемодане» разви- вал чрезвычайно успешную деятельность в ча- сти выполнения апитпропзаданий. Спектакли имели место не менее трех раз в неделю. По- зднее группа разрослась, превратилась в про- фессиональный, стационарный театр с новым,' своим репертуаром, противопоставляя себя до- минирующей на театральных подмостках мел- кобуржуазной 'форме, олицетворяемой «Ма- лым театром Тсукидзи». (Большую помощь оказали участники этой передвижной группы и организации первого подлинно революционного «Театра авангарда». Поддержку ему оказали и пролетарские пи- сатели и радикальные элементы из «Малого театра Тсукидзи». То же сделали и отдель- ные лица из кругов университетов. Из это- го-то театра и вырос теперешний «Левый те- атр» в Токио, основание которого формально относится к марту 1928 г. «Левый театр» поглотил все революционные театральные организации. Театр явился одно- временно драматической секцией во всеяион. ской ассоциации пролетарских художников, группировавшей вокруг себя не только рево- люционно-театральное движение, но и актив- ность радикализующихая элементов во всех других о'бластях культуры. Театр участвовал а содействовал организации агитпропгрупп, как и целого ряда других малых форм. Принятый вначале только в Японии, этот путь развития революционного театрального искусства ныне распространился и на Китай я на Корею, давая удовлетворительные резуль- таты в настоящем и широкие перспективы для будущего. 1929 год. Следующий этап развития: обра- зован (Союз пролетарских театров в Японки. Он группирует все доселе разрозненные эле- менты, родившиеся 'под влиянием укрепления токийского «Левого театра». Последний, понят- ию, остается наиболее мощной единицей Со- юза, его очевидным идейным центром. Группи- руя вокруг себя наиболее передовые элемен- ты, Союз , пролетарских театров, естественно, стал оказывать -свое влияние не только на ре- волюционный, но и на буржуазный театр. Основа основ мелкобуржуазной театральной культуры — «Малый театр Тсукидзи» —- раз- валивается в том же 1929 :г. и годом позже воз- рождается в лице «Нового театра Тсукид- аи», ^примкнувшего к Союзу. В «Новый Тсу- кидзи» вошли все лучшие актеры, канувшего в вечность представителя мелкобуржуазной те- атральной культуры. Начался распад и внутри театра «Кабуки». Наиболее прогрессивные элементы «Кабуки» «оздают в 1930 г. «Передовой театр». Значе- ние распада как в ««Тсукидзи», так и в те- атре «Кабуки» нужно подчеркнуть как фак- тор первостепенной важности. И если круше- ние «Тсукидзи» было разложением нового со- временного м.елкобуржуавного театра, то рас- кол «Кабуки» был трещиной в вековых фео- дальных традициях. И то и другое было вы- звано ростам нового, сильного духом револю- ционного театра. Сегодня Сс'ЮЗ пролетарских театров об'еди- няет 20 профессиональных революционных театров, пользующихся заслуженной репутаци- ей в рабочих кварталах, на заводах и фабри- ках. Восемьдесят профессионалов артистов, сту- дентов 1и рабочих составляют бошой отряд то- кийского «Левого театра». От театра они не получают никакой оплаты. Свое время, дарова- ние они отдают 'безвозмездно на 'Службу рево- люционного движения. Качество личного сос- тава теапра позволяет ему легко соперничать с профессиональными буржуазными труппами. На этом же принципе построены и другие те- атры, входящие в Союз. Поэтому было бы со- вершенно неправильно называть как токий- ский «Левый театр», так и все остальные те- атры профессиональными. Правильнее всего именовать их «постоянными группами револю- ционных театральных специалистов». Те идеи, которыми живут эти театры, как нельзя лучше определяются их репертуаром. Здесь мы встретим «Все на линию огня», на писанную Томом Мурайама, тема — большая забастовка железнодорожников на линии Пе- кин—Ханькоу; «Улица без солнца» — по ма- териалам забастовки токийских печатников; «Отсутствующий землевладелец» — переделка повести одного из лучших японских пролетар- ских писателей Т. Кабайаши. Тема пьесы — общность классовых интересов рабочих полей и рабочих заводов, на фоне забастовки бат- раков. «Угольная пыль», написанная Миоши, рисует в ярких красках повседневную жизнь шахтеров и их пролетарский героизм. Все пе- речисленные пьесы были на афише с первого же дня (существования театра. Позднее Том Мурайама дал театру свою но- вую вещь — «Документ победы» —• документ борьбы Шанхайского пролетариата в день ге- роической майской стачки 1930 гада. Мы уви- дели еще две постановки того же драматурга. Первая — «Восточный завод кузовов», по- священный вопросу о разоблачении руковод- ства (социал-демократических вождей в ста- чечной борьбе металлистов. Вторая — «Шиму- ра Натсуэ» — история крестьянской девуш- ки, превращаемой капиталистической фабрикой в настоящую революционерку. Эта пьеса тем более актуальна, что основная тема ее р а з - вертывается на фоне деятельности революци- онных профсоюзов и компартии во .время ВОЙ- НЫ в Манчжурии. Мы видели далее '«Красное знамя, которое потрясло Китай», — страничку (истории китайских советов. (Наконец, недавно (состоялось первое представление повой пьесы Хмсаито «Нефть северного Сахалина». В спек- такле, специально приготовленном для между- народной театральной (олимпиады в Москве, рассказывается об интервенции японских импе- риалистов на нефтеносные поля (северного Са- халина с целью разгрома пятилетнего плана. «Нефть северного Сахалина» является пер- вой орипинальной пьесой, написанной япойт ским автором, пьесой, в которой противопо- ставляются два мира — мир социалистическо- го строительства и мир капиталистического- упадка. И до появления этой пьесы, Союз
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2