Сибирские огни, 1933, № 1-2
демократией и был весьма популярен ие толь- ко в городах, но и в деревне. Зачастую «Шим- па» подвергался жестоким преследованиям правительства. 'С ослаблением движения про- теста «рватьянатва и мелкой торговой буржу- азии театр потерял свой революционный ха- рактер. Он выродился |в дешевенький, массо- вый театр, лишился своего (былого острого ору- жия — политической (целеустремленности. В этот период приостановилось - и совершенство- вание форм, искание новых путей развития. Театр пошел по пути поверхностного подра- жания искусству «Кабуки». 1909 (год. Японская (буржуазия форсиро- ванными темпами, развивает свою тяжелую промышленность. (Рождается современный ва- туралистичесюий театр. (К этому времени и литература и живопись и прочие виды искус- ства проходят эпоху натурализма, и неороман- тизм (приобретает права (гражданства. Новые веяния не замедлили (сказаться и на театре. На- туралистическая и неоромантические школы сплетаются здесь в причудливое целое, обесце- нивая то немногое положительное, которое мы в нем можем найти. Прежде всего, и пожа- луй, ярче всего сказалась это на репертуаре. Здесь можно встретить Горького и Гауптмана рядом с Метерлинком, Чеховым и Ведекиндом и т. д. В своем подавляющем большинстве пьесы этой эпохи принадлежат перу иностран- ных драматурпов. Не делается никаких попы- ток искания новых собственных .форм. Над театром довлеет прошлое '«Кабуки», «Шимпа» и пример европейского драматургического ис- кусства. И этому явлению можно найти об'- яснение, если мы обратимся к истории раз- вития производительных сил страны. При сво- ем необычайно быстром экономическом разви- тии японская (буржуазия естественно не ус- певала подтягивать собственную культуру. Ее связывал, с одной стороны, феодальный абсо- лютизм, с которым юна продолжала поддержи, жать самые тесные взаимоотношения, куль- турным достоянием которого она пользовалась за отсутствием своего собственного. С другой стороны, рахитичные мелкобуржуазные осно- вы («Шимпа» и современного театра не до- пусками мысли об успешном соревновании с феодальными трацидиями «Кабуки». В современном жпонаком театре неороман- тизм вылился в два (направления: эстетика и гуманитарием. Последнее послужило тем ис- током, в котором начал -свое существование народный театр. По времени это совпало с мировой войной, повлекшей здесь, как и всю- ду, резкое ослабление влияния интеллигенции Я его пацифистского учении, и начало настоя- щего экономического и политического дви- жения пролетариата. Через несколько лет после окончания! во всей общественной жизни страны наступил пе- риод временного хаоса, напоминавший после- военную (историю Германии. Причиной этого хаоса послужило грандиозное землетрясение 1923 г. Этот хаос повел к рождению и раз- витию экспрессионистских тенденций в .япон- ском театре, типичным примером чего может послужить созданный в 1924 ,г. малый театр «Тсукидзи». Но и у этого театра были пута- ные идеи и отсутствовали ясные принципы решения поставленных задач. И он не остал- ся чужд натурализма и неоромантизма и мо- жет рассматриваться нами как новый и, по- жалуй, наивысший этап в развитии мелкобур- жуазного театрального движения в Японии. € ростом революционного профдвижения (1920 г.) совпало рождение и различных рабо- чих театров. Но они оказались в большинстве 'случаев нежизнеспособными благодаря анар- хическому руководству, скверному репертуару и беспощадным преследованиям со стороны правительства, 'особенно после землетрясения. Нужно подчеркнуть, 'однако, что преследова- ния этих первичных ячеек пролетарской куль- туры имело причиной не столько тот или иной репертуар, сколько то обстоятельство, что ру- ководителями театров 'являлись руководителя революционного профдвижения. Тематика это- го периода не отличалась особой идейной вы- держанностью, скатываясь либо к проповеди 'Классового сотрудничества, либо к анархиче- ским тенденциям. Правительство воспользова- лось землетрясением, чтобы разделаться с .про- являвшими большую активность профсоюзами. Девять (руководителей их были расстреляны. Расстреляли и одного из наиболее крупных энтузиастов пролетарского театра, драматурге К. Хирасава. 1926 год. В Токио разгорается забастовоч- ное движение печатников. Бастуют 3000 проле- тариев. Эта стачка — исторический момент для развития рабочего движения в Японии. Позд- нее, один из членов центрального стачкома Н. Токунйга написал по материалам движения повеять «Улица без солнца». Повесть эта. известная советскому читателю (она напеча- тана в прошлогодних книгах журнала «Ли- тература мировой революции»), была передела- на для сцены и представлена впервые на под- мостках «Левого театра» в Токио, в конце 1930 г. «Улица без солнца» была горячо ветре-* чена рабочим классом во всех 'Промышленных центрах, во всех глухих закоулках, куда до- шла книга, где были организованы выступле- ния пролетарского театра. В настоящее вре- мя ведутся предварительные работы к поста- новке (пьесы на одной из московских сцен. Стачка печатников вдохнула новые силы не только в революционное движение, движение как политическое, так и экономическое, но и в дело развитию пролетарского театра Японии. Для обслуживания стачки был образован спе- циальный передвижной театр, насчитывающий десять актеров. Надо отдать справедливость, театр отличался исключительной подвижно- стью, и вся его материальная часть легко 'по- мещалась в нескольких чемоданах. Почти все артисты прошли школу профессионального те- атра и, принадлежа к революционной (интелли- генции, естественно не могли быть удовлет- ворены тем, что им давала М'елкобуржуазная сцена. И, начав со скромной (роли актеров пер- вой в Японии агитбригады, участники ее позд- нее не раз бывали в центре революционной борьбы, помогавшей им повысить сваю классо- вую сознательность, почерпнуть навыки веде- ния революционной пропаганды. «Театр в чемодане», как было принято на- зывать этот театр, явился секцией Союза про- летарских артистов Японии, организации ре- волюционной интеллигенции того времени. Не- однократно «Театр в чемодане» мобилизовы- вался на проведение политических кампаний революционными организациями и превратил-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2