Сибирские огни, 1933, № 1-2
«Город в степи». Рожд е ние рабоче го класса, первые его шаги, (начало революционного дви- жения, его поражения и победы — все э то на небольшом пространстве глухого поселка, где (капитализм, выполняя свою историческую (мис- сию, колонизуя первобытную степь, строит же- ле зную дорогу, з а в о ды и новый 1город. Об этом расска зывается в романе «Город в степи». Рос- товщический, промышленный капитал поку- шает рабочую силу поселка, собирает в посел- ке новые тысячи рабочих. Поселок превраща- ется ,в город. В погоне за наживой капиталис- ты не останавливаются ни п е р ед чем. Пред- с еда т ель правления с троящейся желе зной доро- г и говорит инженеру Полынову: «Достигаете вы э то массовыми расстрелами? Великолепно! Находите выгодным пустить в ход пере гово- ры, уступки? Превосходно! Только конечный результат, остальное меня не касается». Поселок превращается в капиталистический город. «Все разбросалось по поселку, не ос- тыв ая дымили высокие фа бричные трубы». .. «Как же! Церковь выстроили. Каланчу вида- ли? iHa 'будущий РОД острожное помещение бу- дут строить». Вместе с тем растут ряды р а бо- чих, и вместе с тем растет в массах сознание своей силы. В маасе рас т ет способность к борьбе, у нее «огромное молодое лицо, стро- гое, внимательное и таящее» подготовку к ре- шительному бою. Во время империалистической войны А. 'С. Серафимович отправляется на фронт коррес- пондентом. Но его корреспонденции не толь- к о не давала печатать (цензура, но и редакции г а з ет отказывались помещать, опасаясь печа- тать слишком тяжелые, но вместе с тем глу- б о ко правдивые картины кровавой бойни. Все же Серафимович д а ет р я д прекрасных произ- ведений, в к о т орых война изображается к ак бессмысленная бойня. После Февральской революции А. Серафимо<- «ич р або т а ет в «Известиях Московского со- вета», пишет воззвания, б р ошюры по задани- ям МК и Московского совета. Гоянул Октябрь. Молодая Советская стра- на на бесчисленных фр а н т ах гражданской вой- ны отстаивала свое право на жизнь. Се р афи- мович,, будучи уже членом коммунистической партии, по е х ал корреспондентам о т «Правды» и а фронт. Перо писателя помог а ет организо- выв а ть поб е ды р а боч е го класса. Личные на- блюдения, а т а кже материалы ' гражданской войны на юге р ожд ают о дно и з лучших про- изведений советской литературы «Железный поток», в котором художественно пока з ана ге- роика ' гражданской войны. В э том романе ра с- ска зывается об отступлении .громадных масс бедняков из -Кубани, где поднялись против р е - волюции, .против советской власти зажиточные, кулацкие слои. Бедняки и разбитый о т р яд i веток о к армии шли и з Кубани на юг, на с< динение с главными аилами осветаких вой В э том походе (кубанская беднота перенес с только страданий и мучений, прошла так страшный и вместе с тем героический унив{ оитет борьбы, что к (концу по х о да она сов; шанно преобра зилась. Голые, босые, измуч; ные, голодные трудящие ся крестьяне оргак эовалиоь в страшную силу, ко т ор ая все Н[ грады омела на авоем пути и дошла до кс ца, пережив, перенеся отрадания, кровь, < чаяние, слезы. Эта масса почувствовала, ч ее единственное спасение — советская в ласт Кожух — руководитель похода кубанок бедноты так обобща ет настроение всего от; да , этого действительного «железного HOI «а»: «Так за ч то ж терпели тысячи, десятки т сяч людей муки? За что? З а одно: з а COBI скую власть, бо иона одна (крестьянам и paf чим, нима у них больше ничого». О т р яд кубанской бедноты, наконец, сое; нился с красными, и «у всех нарастало оп ще кие неощу тимо го счастья, неразрывности т ой ' громадою, которую они знают и не 3i ют и которая зовется Советская Россия». Сила художественного (слова А. С. Cepa(j мо в и ча в том революционном, ооциалистич ком реализме, которым он пользуется в и: бр аже нии действительности. Он с цределвн простотой, но вместе с тем с 'глубоким к л а с вым пролетарским подходом и правдой он сывает эту действительность, пристально, вг. дыв а я сь во всю сложность жизненных п р о воречий, на ходя в них в е дующее начало. Эт в е дующим началам для А. С. Серафимов» всегда были интересы труда и борьбы paf че го класса и нашей партии. Это да в ало е силу художес твенного творчества. Это ш сомнения да ст ему возможнос ть и в дальн.1 шем создать еще много и много лрекраан! г лубоко художественных страниц, поавящ( ных нашей великой героической эпохе. (В д ень семидесятилетия А. С. Серафимов» вспоминаются теплые, друже ские слова В. димира Ильича, написанные пролетарскому и сателю: «Позвольте мне, — писал В. И. J нин, — крепко, крепко пожа ть вашу руку пожела ть бодрости и твердости духа. .. Вш (Произведения и раоака зы сестры внушили и г лубокую симпатию к вам и мне очень о чется сказать вам, как нужна рабочим и »с нам ваша работа». А. С. Серафимович как пролетарский пи тель проделал громадную, (колоссальной ц ности работу. Его произведения оказали Я OJ зывают проле т ариа ту бол ьшую помощь б о р ь бе и победах за социализм.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2