Сибирские огни, 1933, № 1-2
членов Сибирского союза писателей в основ- ном отвечали требованиям, выдвинутым резо- люцией крайкома. -Рассказ «Личное дело» Н. Чертовой принужден был выделить в сво- ей «М-о-рде класса» даже знаменитый «настоя- щенский критик» И. Шацкий. Павел Васильев впервые 'почувствовал красоту индустриальной темы, противопоставив в стихотворении «Си- бирь» грядущие завоевания пятилетки таежной •романтике сибирской литературы... «Теперь друцие подвили и в к ^ ы , Моя -страна, -спеши сменить скорей Ты бусы из клыков эв-ерей На электрические бусы» (№ 1, 1928 -г.) Даже И. Ерошин (этот не столько сибир- ский, сколько «персидский» поэт) дал стихо- трореиие «Британии», направленное против империализма. Последний ,номер журнала за 1927 -г., со- ставленный, во врем-я от'езда В. Зазубрина, из произведений, данных Сибирским союзам писателей, представляет -собой резкий конт- раст «глухомани» рйда смежных [номеров. В нем напечатаны следующие, известные вам произведения: «Партизны» — поэма П. Пет- рова, «Петроградская эпопея Петра Куницы» Георгия Павлова, «По уважительной причи- не» А. Шугаева, «Без кавычек» Ник. Дубняка {рассказ, показавший быструю перестройку ав- тора-коммуниста, после ошибочной его трак- товки соотношения классовых -сил в «Зеленой топи»), «Песнь о живом кургане Азах» Ант. Сорокина, «Утро» А. Кол г слова, очерки М. Кравкова—«Тельбесс» и Л. Мартынова «Горы, •руды, люди», статьи: Р. Эйдем-ана «Уличные бои во -время восстания», А. Топорова «Дерев- ня ю современной художественной литерату- ре» и др. ••«Теперь мы рубим здесь лес-а Для наших новых мирных зданий...» писал -о тайге, о «зеленой стене» 'старых си- бирских писателей И. Мухачев (разрешите мне, для краткости, иллюстрировать мой доклад преимущественно образами наших п-оэтов). Новой редакции «Сибирских огней», выдви- нутой, в середине 1928 г. крайком-ом ВКП(б), оставалось лишь продолжать ту же ориенти- ровку, содействуя творчеакому расту Сибир- ского саю-з-а писателей и очищению -его ря- дов. Во второй половине 1928 г. -и в 1929 г. ра- бота «Сибирских огн-ей» протекает в трудных уся-овмях борьбы с группой «Настоящее и ее влияниями, борьбы со всяческим заушением -и всяческим замалчиванием художественной ли- тературы. Однако, старания «Настоящего» не оправдались. Качество журнала повысилось. В это время в «Сибирских огнях» печатались: известный роман Е. Пермитииа «Капка-н» (в ряде отдельных гл-ав), -роман П. -Петрова «Бо- рель», неоднократно рекюмев.шванный впос- ледствии М. Горьким, повести, рассказы и очерки М. Гольдберла, Г. Пушкарева, Н. Чер- товой, К. Львовой, М. Никитина, Е. Минина и др. . много превосходных стихов, Особенно расцветает очерковый жанр, в котором писа- тели Западной Сибири скорее всепо смогли •отозваться на боевые вопросы социалистиче- ского строительства. В 1930-31 IPI художественные очерки -начи- нают занимать еще более доминирующее по- ложение. В то же время в журнале печатается ряд крупных произведений сибирских писа- телей: «Поэма о фарфоровой чашке» Ис. Гольберга, «Горькая пен-a» -Н. Чертовой, «Светлая кровь» и «Первый рейс» Коптело- ва, «Дорога на Алдан» -П. Стрижкова, «Бол- ты» Ник. Кудрявцева и др. У меня нет времени для того, чтобы оста- новиться хотя бы на одном из этих произве- дений 1928-31 г., но необходимо отметить пе- реход какой-то существенной грани, выход советской литературы в Сибири в новый пе- риод' развития. Основно-е, конечно, не в сме- не руководства, даже не в смене темы, (у П-ер- митин-а — первые художественные зарисовки перехода к коллективному труду в дикой де- ревне Алтая, а Н. ЧертОв-ой — завод при нэ- пе, у -Петрова и Гольдбарга — восстановитель- ный период), основное в новом художествен- ном восприятии, в глубокой перестройке -со- ветских писателей в Сибири, 'связанной с на- чалом пятилетки, с первыми крупными успе- хами социалистического строительства на пус- тынных пространствах азиатского материка. Этот процесс протекал у нас скорее, чем в более широких слоях писателей, если брать общесоюзные масштабы. Уже в конце 1928 т. омская группа Сибирского союза писателей, поддержанная всеми остальными, требовала переименования союза, с соответствующими выводами, в союз ооветсюих писателей. «Основ- ной задачей, стоящей перед каждым членом С СП, говорится в резолюции оми-чей («С. О. № 1, 1929 г.), — -является художественное по- знание действительности, с целью содействия культурной революции и социалистическому строительству»... «Мы должны быть застрель- щиками в беспощадной борьбе со всякой «азиатчиной», обывательщиной, мещанством. Изображению нашей страны с точки зрения захолустного обитатели, «хлыстовствующег-о во стихии», дол-жен быть положен кон-ец. Мы должны смотреть на Сибирь с точки зрения промышленной стройки, огромных -промышлен- ных возможностей, гигантских сырьевых за- пасов, 'используя которые, пролетариат пре- вратит Сибирь пустынной тайги и тундры в «Страну Будущего». Здесь влияли и оообая роль Урало-Кузбаоса в -первой пятилетке, и пройденные классовые баи, и состав наших писателей, в большинст- ве являвшихся молодыми писателями, с энту- зиазмом принявшихся за дело «содействия куль- турной революции и социалистическому стро- ительству» в нашей отсталой стране. В это время возникает Сибирская ассоциа- ция прояетараких писателей, творческий рост которой прямо пропорционален количествен- ному и культурному росту - сибирского проле- тариата. Формально, конечно, СибАПП возник- ла значительно раньше, но представляла со- бой весьма пеструю смесь, используемую боль- ше в целгах литературного политиканства, чем для осуществления творческих задач. Во вся- ком случае, между СибАПП 1926-28 иг. с Аво- вым и Родовым и СибАПП 1929-30 nr. есть, конечно, вполне определенное и резкое каче- ственное различие. Значительная часть Сибир- ского союза писателей, ставшего в 1930 -г. Си-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2