Сибирские огни, 1933, № 1-2
мейиораадии. Нет 'Опасения мещанскому болоту Гарбызуя. Инженер Клим Козырев показан, как чело- век новой формации, над которым мещанский Гарбызуй теряет овою власть. Клим строит ковккомбинат. В соцгородке у него замеча- тельные друзья — коммунисты, среди кото- рых беспартийный Клим чувствует себя дома. В Гарбы'зуе у него жена Галочка. Клим чув- ствует, как щупальцы Гарбызуя окутывают Галочку и захватывают и его, Клима. Он хо- чет уйти из Гарбызуя, но щупальцы еще дар- жат его. И старый коммунист, Степан, друг и учитель Клима, дает ему острое оружие про- тив щупалец омерзительного спрута, имя ко- торому —- мещанин: «Тебе драться с этой мерзостью на ку- лачках зазорно. Дерись с ними здесь. Крой их заводами,' живые и здоровые организмы которых — дело твоих рук. Крой рабочими, молодые кадры которых ты обучаешь, вос- питываешь. Это крепче и .наверняка бьет их. Вот это — верная твоя и наша победа». Клим Козырев уходит из Гарбызуя, уходит от Галочки не прямым путем, он уходит ог- лядываясь, Ад ч ас топчется на месте, кружит, « о уходит безвозвратно. Социалистический .го- родок победил. •Скупо, мельком, несколькими штрихами, Павлов затрагивает интереснейший вопрос о взаимоотношении двух товарищей: Клима Ко- вырева и его приятельницы по учебе Мухи. Муха хочет иметь сына и она просит Клима «омрчь ей в этом. И в трактовке Павлова у читателя не возникает ни малейшего сомнения, что Муха имеет право просить об этом, она имеет право надеяться на это, хотя Клим еще не ушел о т . Галочки. «Мистер Интервент» показывает, что Г. Пав- лов стоит на правильном пути социалистичес- кого реализма. •к •«Первая весна» Коптелова рисует организа- цию алтайского колхоза. Силы старого — бай, шаман, суеверие, неграмотность тянут назад, но колхоз строится молодыми сила- ми, которые крепче бая, шамана и злых ду- хов алтайских гор. Колхоз побеждает и не может не победить, потому, что за ним сила будущего. Борлай Токушев это новый человек, который смотрит на горы Алтая глазами соци- алистического хозяина. Первая борозда, про- ложенная алтайцами, никопда не державшими плуг в руках, как бы отрезает путь к старо- му. Canoir Тыдьпков, бай ,и властелин племе- ни. потерял свою власть навсегда. Замечательно показано у Коптелова, как русский колхоз помогает алтайскому. Так, по ленински, разрешается национальная проблема в гиблых местах, где раньше царское само- державие угнетало национальные меньшинст- ва. * Интерааная книжка рассказов Кондр. Урма- нов «Гневные годы». Это сборник рассказов о колчаковщине. Урманов умело показывает, как в самом разгаре колчаковской реакции уже намечаются пути гибели колчаковщины. Есть в построении этих рассказов сходные черты с «Разгромом» Фадеева. Вот, например, концо- вка рассказа «Гнев». Колчаковский каратель- ный отряд, расстрелявший 37 крестьян, .заста- вляет мужиков хоронить убитого карател! Мужики и бабы под конвоем пришли на клад бище и здесь выслушали надгробную реч над убитым колчаковцам-и запрещение ixopo нить тех, своих, родных, которых расстрелял] и изрубили каратели. «Люди долго стояли у незасыпанной «щ могилы и 'Следили за удалявшимися, тонув шиш в камышах, отрядом. Кто-то с отчаянием вздохнул: — Господи, за что же? И другой голос отозвался: —- Копай, знай... после разберем. .. «и вем ли Колчак всем даст... и милостями осилит». ...А над степью, над озерами, над посел ком — одна песня ветровая, камышовая; Шшш-шш-ш-ш -шшш-шиш.. . И будто не камыш это, а горячий гнев и ы й ШОП'ОТ. И шаги, шаги, .шаги...». „ Но не вое рассказы в книжке одинаково) ценности. Например, первый рассказ «Красны бусы» (между прочим, написанный Урманавьп еще в 1924 г.) отличается от других рассказа своей идейной бледностью, биологически: подходом к об'яонению людских действий, со циалывой неоправданностью. В остальны: рассказал элементы социалистического реализ ма выступают гораздо более ярко. • Все сборники рассказов, очерков и стихов вышедшие в 1932 г., так же как и произведена отдельных авторов, стоят значительно выш сборников, вышедших в 1931 г. Сборник «На ласах» — последний из Сбор ников, выпущенных западно-сибирской аосо циацией пролетарских писателей до историче ского постановления ЦК о ликвидации АГИТ и организации единого союза ооветаких писа телей. Сборник «На лесах» в известной мер отражает и недостатки, и достижения Запсиб АЛЛ. л Сборник интересен еврей злободневностьк Каждый рассказ — это живая страница из жи зии наших строек и производств. Центральна фигура Сборника — герой производства — пе редовик, энтузиаст. Но авторы уделяют очен много внимания и дезорганизатору произвол ства — прогульщику и рвачу. Борьба здорс вого пролетарского большинства на произвол стве с элементами отсталости и враждебным влияниями —• основная канва для всех расскг зов. Авторы рассказов, в большинстве свое ударники, призванные в литературу, рассказь в ают, как на производство приходит новы рабочий, вчерашний житель деревни, еще от! гощенный индивидуалистической' психологие и как этот новый рабочий, строя социалист ческие гиганты, сам переделывается в процй юе этой стройки. Сборник открывается рассказом Н. Кудрй цева «Штукатуры». Из гущи рабочих масс вь двигаются герои-энтузиасты, отдающие вс) душу своему производству, пламенные агит! торы за социалистические методы труда. И я •стройку проникает классовый враг, скрываК щий за рабочей 'спецовкой свое вредительскс , нутро. Об этом не плохо рассказывает Н. Kyi рявцев в своих «Штукатурах». Замечательно показано у Н. Кудрявцева
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2