Сибирские огни, 1933, № 1-2

ной тематики в литературу .Западной Сиби- ри, — учить, помочь им овладеть литератур- ной техникой, мастерством и расширить их т^ретдако-политический и культурный кру- тдаор. . ! • ) ( .• |4 | :gI Очень много споров и дискуссий вызвала в свое время повесть В. М р а и к о в с к о г о «Шахтер Глыба». Несколько -газет полемизи- ровали по поводу этой книги. Критика ругала ату книжку, но за совершенно различные ве- щи, с разных точек зрения. Почему же эта книжка вызвала так (много споров, толкований и дискуссий? Потому, что в 1931 г. среди большого количества плохо сделанных 'очерков, это, правда, неудачная но все-таки первая попытка дать серьезное обобщение известного отрезка социалистичес- кого. строительства. С этой точки зрения, книжка интересна. Повторяю, это обобщение неудачное, тут имеются ошибки и политиче- ского порядка, и ошибки 'методологического порядка, неумение овладеть 'художественной формой, но все-таки это есть попытка дать обобщение. Книжка тов. Мрачковокого заслу- живает нашего внимания с точки зрения на- шей учебы и с точки зрения, как не нужно подходить к некоторым проблемам. И я не сомневаюсь, что если бы тов. Мрачковакий не был так загружен своей газетной работой, ес- ли ему дать возможность поработать над этой книжкой, пользуясь указаниями критики, он сумел бы из этой книжки сделать интересное, ценное и художественное произведение. Он сумел бы и большие и маленькие участки на- шего социалистического строительства обо- бщить и показать известный участок клас- совой борьбы и тенденцию развитии этой 'клас- совой борьбы, процесс переделки человека. А эта -книжка именно посвящена переделке чело- века. ' -к Специально для деревни ОГИЗ'ом выпущена пьеса в 4 действиях Е. X в о щ и не к о й — «Конец Старой Быстрянки». На титульном лис- т е значится, что пьеса одобрена на сибирском конкурсе пьес для деревни. Что же мы нахо- дим в этой пьесе? Классовая борьба в деревне, контрреволюционная пропаганда и деятель- ность кулачья описываются в пьесе так наивно, так упрощенно, что ироме вреда и снижения классовой бдительности в угоду классовым вратам ничего не принесет. Вот, например, диалог между двумя матерыми кулаками — контрреволюционерами Трифоновым и Тузо- вым и бывшим батраком, и краснофлотцем, коммунистом, председателем колхоза 'Савели- ем: « Т р и ф о н о в : Хриться! Снеди подбавляй! {Савелию). Много ли в своей артели членов насчитал ? С а в е л и й: Около тридцати семей. Т у з о в : Тридцать? Сегодня тридцать, а завтра многих не досчитаешься. 'Старообряд- цы все из артели выйдут, а раз половина утянется, так и остальные не сдюжат. Т р и ф о н о в : Вы в колхоз людей тяне- те, а с т а р е ц А н а н т е й к о л к' о з в а ш в щ е п у р а з н е с . . . ('хвастливо). Эй, Анантей (расталкивает странника). Раз '- якзни ему по писанию..! С а в е л и й : Ну-ка, что за пилюля? . С т р а н н и к : Денно и нощно искаша мы в святом писании, какие есть указания .про нынешнее время. Искаша и найдоша..: Вот она! От Ефима Сирина, .слово сто пятое: печать серпа и молота есть антихристова пе- чать. Всякая 'бумага под его знаком серпа и молота — подлежит уничтожению. И кто под оною бумагою подписуется, — то есть антихристовы слуги пойдут они в геену ог- ненну. Вот... В авято'м писании, слово сто пятое... Не-пре-ложна (Савелий молчит). Т у з о в : Против наиисаного в веках не пойдешь. Мы и б у м а г у с о с т а в и л Я и в моленной многие подписали. Нас, помор- цев, полсела оудет. А кто это подписал, тот из вашего колхоза фью! Понял? договора- то ведь за печатью серпа и молота. С а в е л и й : Понял — да не совсем! А вы тоже все в моленной подписывались? Т р и ф о н о в : Ну , д а . М ы п е р в ы е п о ч и н с д е л а л и , а з а . н а м и и д р у г и е р у к у п р'И л о ж и л и. Что, смекаешь? '(Са- велий поднялоя)». Где это .видано, чтобы кулак, да еще в период ликвидации кулачества, как класса, так откровенно раскрывал бы свои карты? Опыт говорит о том, что кулак, наоборот, тщательно маскирует 'свою «работу», прибег гает к тонким, хитрым маневрам, прячется ча- стенько за опин.у подкулачника, старается ос- таться в стороне. Требуется величайшая чут- кость и бдительность, чтобы раскусить кулац- кие маневры, а пьеса Хвощинокой как раз демобилизует, нашу бдительность, рисуя ку- лаков такими неопытными овечками. Надо только удивляться, как нашлись люди, которые такую пьесу одобрили. Эта пьеса и политически "вредна и с точки зрения сцени- ческой, художественной никакой ценности не представляет. Единственно, чем .можно хоть " как-нибудь об'яюни-уз, но не оправдать появ- ление этой пьесы, — это отсутствие вообще пьес, репертуарный голод. Поэтому надо при- ветствовать .начинание наших сибирских пи- сателей Вихлянцеиа, Павлова, Пушкарева и Ершова, засевших за драматургические произ- ведения. • Западно-Сибирским РОПКП'ом выпущены два сборника: «Опора» и «Перепаханные ме- жи». Участвовали в составлении этих сборни- ков и профессионалы-писатели и ударники колхозов и совхозов, призванные в литературу. За небольшим исключением материал обоих сборников очень слаб и по содержанию, и по художественному оформлению. Политически и ,и художественный схематизм, сухость, неуме- ние показать новую колхозную деревню и процесс ее социалистического перерожде- ния — .основной порок обоих сборников. Оценивая сборник «Опора», тов. В ы с о ц- к и й в «Сибирских Огнях» (№ 11-12 за 1931 г.) (совершенно правильно писал: «Но ино- гда для того, чтобы раюаказать о героической борьбе, о величайших днях нашей эпох», не- яватает уменья, грамотности, культурности... Здесь нужна настойчивая учеба, большая вос- питательная работа, отшлифовка мировоззре- ния...» Второй оборник РОЛКЛ'а — «Перепаханные межи» хотя литературно .сделан лучше, но .в

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2