Сибирские огни, 1933, № 1-2
Социалистический реализм требует от ху- дожника правды. Но это не значит, что ху- дожник должен -слепо фотографировать дей- ствительность. Слепая фотография может дать •на первом -плане такое темное пятно, которое закрывает всю перспективу, искажает линию развития, искажает действительность. От ху- дожника требуется такая правда, которая вскрывает ведущие тенденции развития нашей жизни. Художественный реализм -близок к исто- рической правде и видит основную тенденцию развития действительности в борьбе -со всем отсталым, (Старым, консервативным, реакцион- ным. Реализм мелких фактов, заслоняющих пе- ред (глазами художника сущность явлений и т енденцию развития действительности, нашей советской действительности в частности, такой реализм в понимании Маркса и Энгельса есть ползучий, вульгарный реализм. Нам нужен такой реализм, который, правди- во изображая нашу жизнь, не лакируя ее, не прикрашивая, не избегая темных пятен, пра- вильно обрисовал бы путь развития нашей ре- волюции, показал бы, 'куда мы растем,' куда ведёт наш,а борьба, чем должна она закон- читься в конечном итоге. Энгельс писал, что «р с а д и з м я о д р а - з у м е в а е т к р о м е п р а в д и в о с -т и д е- т а л е й в е р н о с т ь п е р е д а ч и т и п и ч- н ы х х а р а к т е (р о в в т и п и ч я ы х о б- с т о й т е л ъ с т в а х». Такой реализм, по -сло- вам Энгельса, проявляется д аже невзирая на взгляды -автора. Здесь особенно выпукло вы- ступает ошибочная теоретическая позиция бывшего руководства (РАПП в творческих во- просах. Говоря о «диалектико-материалкстиче- с-ком творческом методе», они считали, что творчество • писателя автоматически вытекает из его (мировоззрения. ;На примере Бальзака. Энгельс показал, что это неверно. Бальзак — яркий представитель художественного реализ- ма эпохи великой фоанцузской революции. Он политически был ср«зан с феодальным об- ществом, си(мпатизирс22л этому обществу, ио его метод художественного реализма приво- дил его к тому, что он воапевал нарождаю- щееся буржуазное общество, восхищался но- выми людьми, которых эта новая обществен- ная формация создавала. Бальзак воспевал этих героев молодой (буржуазии поневоле, потому что он шел по пути' правдивого изо- бражения действительности, видел, что фео- дальной старине наступил крах, что оно, фео- дальное общество, н-е может возродиться. Это — результат художественного реализма. И недаром Энгельс говорил, что у Бальзака, в его хронике об эпохе Великой французской революции и предшествовавшей ей эпохе, он нашел «даже в смысле экономических деталей больше, чем из книг всех профессиональных историков, .экономистов, статистиков... вместе взятых». В ваших условиях социалистический реа- лизм — путь к марксистскому мировоззрению для художника. Правда нашей действительно- сти и нашего завтра подводит художника к мировоззрению революционного пролетариата, укрепляющего (сегодня свою классовую дикта- туру, чтобы завтра ликвидировать классы во- обще. Мы — за изучение писателем теории Марк- са-«Ченин.а-Сталина. Мы говорим, что метод » (социалистического реализма приведет писате- ля к пролет-арак ому мировоззрению. Это не значит, что писателю навязываются какие-то определенные формы или приемы художествен- иого изображения, или какая-то определенная, обязательная тематика. Социалистический реа- лизм дает в этом отношении писателю полней- ший простор. Тов. Фадеев, один из бывших руководителей РАПП' а, который наиболее бы- стро, наиболее правильно перестроился, в од- ной из своих статей после всесоюзного пле- нума, совершенно правильно писал: 1«Социалистячеаком1у реализму чуждо ка- нонизирование отдельный жанров, видов, .форм, темпераментов, манер, приемов. Со- циалистическому реализму свойственно мо- гучее разнообразие. Он включает в -себе внос, лирику, драму, трагедию и комедию, сатиру и юмор, многотомный роман и очерк, поэму и эпиграмму, психологический , ром; ri и роман приключений, страстную ре- волюционную мечту и беспощадное «срыва- ние всех и всяческих масок», мощный ре- волюционный пафос и трезвый анализ, бо- рение страстей и веселый смех, величайшую жизненность и бесстрашный полет фанта- зии, и бэ не всякая фантазия романтична. .. Социалистическому реализму чуждо кано- низирование тематики. Зовя к показу ново- го, социалистического, ибо .в нем на практи- ке .миллионов людей о'существляется подлин- ная правда социализма, социалистический реализм тем самым предполагает показ чое- .го многообразия жизни людей, всего исто- рического опыта человечества, всех проблем и вопросов, которые волнуют новое челове- чество»... Утверждая, что социалистический реализм в,едет художника к марксистскому мировоззре- нию, мы должны помочь (писателю овладеть этим методам. На самотек здесь нельзя пола- гаться. Коллективный обман мнений, работа нашей критики, разбор конкретных .произведе- ний и прямая марксистско-ленинская ^ учеба — .все это поможет писателям овладеть новым (методом, применять его в своем творчестве. О РЕВОЛЮЦИОННОЙ РОМАНТИКЕ. Несколько слов о революционной романти- ке. .Бывшее Рапповское руководство открещива- лось от романтики, как от вредного метода искажения и мистификации действительное™, отождествляя романтику -с идеализмом. Неко- торые критики кропотливо выискивали в про- изведениях советских писателей романтические строчки, чтобы обругать этих писателей идет- яистами, обвинить их во всяких идеалистиче- ских грехах. В чем ошибка этих критиков и противников романтики? (Главная их ошибка в том, что -они подходи- ли кромантике «вообще», говорили о роман- тике, как о таковой. Совершенно неправиль- ли к романтике .«вообще», говорили о раман- Пролаведуя -«диал ек тико -мат ериалиепич еики й творческий метод», противники романтики са- ми забыли основное правило диалектики: исти- на конкретна. Нет романтики вообще, а есть романтика конкретная, — романтика револю-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2