Сибирские огни, 1933, № 1-2
Историческая веха (Обработанная стенограмма доклада на I пленуме Зап.-Сиб. Оргкомитета С. С. П.) * . Л. ЧЕРНОВИЧ П ОСТАНОВЛЕНИЕ ЦК' партии от 23 ап- реля 1032 г. является исторической ве- хой на пуши перестройки советской ли- тературы. РАПП, 'Сыгравший положительную роль, когда -силы пролетарской литературы бы- ли слабы, на данном этапе стал тормозом в развитии советской литературы. К этому при- вели политические и творческие ошибочные лозунги РАПП'а («союзник или враг», едиалек- тико-'.материалистический творческий метод») и элемшты групповщины и зажима самокрити- ки. Постановление ЦК о перестройке литера- турных организаций означает, во-первых, что пролетарская литература крепко стала на но- ги. Потерпела полный крах теория троцки- стов, не веривших в возможность существова- ния пролетарской литературы. Постановление ЦК означает, во-вторых, что создана полная возможность об'единения всех писателей на советской платформе и творческого их роста ври идейно-веду щей роли пролетарской лите- ратуры. Это об'единение советских писателей стало возможно благодаря повороту всей мас- сы интеллигенции к советской власти, поворо- ту, о котором говорил тов. Сталин в речи о задачах хозяйственников. До первого всесоюзного пленума Оргкоми- тета можно было отметить две ошибки в тол- ковании постановления ЦК. Ошибки эти сво- дились, в основном, к следующему: одна груп- па писателей считала, что .дана амнистия враж- дебным, чуждым пролетариату течениям и группам, ранее разоблаченным РАПП'ом. Эта группа не понимала, что классовая борьба в • стране не только не прекратилась, во может принять и принимает на отдельных этапах и . на Отдельных участках особенно острые фор- . мы и что эта классовая борьба не может не найти отражения в литературе. Ч у ж д ы е , в р а ж д е б и ы е т е и д е н ц и и в х у д о - i ж е с т в е н ;к о й л и m е р а :т у р е в с т р е- т я т, п о п р е ж н -е м у, е д и н о д у ш н ы й о т п о р в с е й м а с с ы с о в е т е к и х п и - о а т е д е й . Об этом твердо заявил всесоюз- ный пленум Оргкомитета, об этом заявили и сибирские писатели па своем пленуме. Другое ошибочное толкование постановле- ния ЦК исходило от части товарищей из быв- шей налитпостовской группы. Эти товарищи считали, что постановление ЦК означает толь- ко 'чисто организационную (перестройку лите- ратурных организаций, без пересмотра теоре- тических, творческих установок бывшего ру- ководства РАПП'а. Эти товарищи, выходит, ничего не поняли в постановлении ЦК. Без пересмотра ошибочных творческих установок РАПП'а нельзя было бы добиться расцвета творческого соревнования писателей, нельзя было, собственно, говорить о какой-либо пере- стройке. Развернутая критика РАПП'овских творческих лозунгов была дана первым всесо- юзным пленумом Оргкомитета ОСП. Тов. Кир- потин в одном месте своего доклада дал очень сжатую и очень верную оценку 'творческому лозунгу РАПП'а: «Художник зависит от' своего мировоззре- ния, которое никогда не бывает мировоз- зрением одиночки, а мировоззрением груп- пы, класса в определенных исторических ус- ловиях. Мы з а диалектический материа- лизм в искусстве и тем не менее лозунг еди- алектикю-материалиотический метод» явля- ется лозунгом неверным, неправильным, он упрощает дело, он связь' и зависимость ху- дожественного творчества от идеологическо- го замысла, сложную зависимость художни- ка от мировоззрения своего класса, превра- щает в автоматически и схематически дей- ствующий закон». Лозунг «диалектико - материалистический творческий метод» висел угрожающе над голо- вами многих писателей, непонятный, -наоб'яс- иевный, он отталкивал тех писателей, кото- рые могли и хотели работать на советской платформе. СУЩНОСТЬ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО РЕАЛИЗМА Но всесоюзный пленум не только критико- вал творческие установки РАПП'а, но и дал новые лозунги, предложил новые методы твор- чества: метод 'социалистического реализма и революционной романтики. Это не выдуманные лозунги, не абстракция, не схема. Эти лозунги — результат тщатель- ного анализа пролетарской художественной литературы, творческого метода лучших про- летарских писателей. В чем же сущность социалистического реа- лизма? «Правдивое, верное изображение 'богат- ства и сложности жизни в ее положительных и отрицательных моментах, с побеждающи- ми социалистическими началами ее развития, мы вправе называть социалистический реа- лизм». (Кирпотин)
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2