Сибирские огни, 1933, № 1-2
явление с .одной какой-либо стороны. Социа- листический. реализм глубокое, верное, .осно- ванию е на марксистско-ленинском понимании »статических, .классовых, политических, эко- иомияеких и культурных явлений, проникно- вение в действительность, во всю ее слож- ность, .многогранность, во всех ее .противоре- чиях с непременным условием видеть веду- щее, побеждающее начало и силу. Прекрасным, глубоким образцом того, как надо понимать наше развитие, наше движе- ние Вперед, /является следующее Положение нов. Сталина: «Наше развитие идет не в порядке плавно- го, огульного под'ема вверх. Нет. у нас есть классы, у нас есть .противоречия внутри стра- ны, у нас есть настоящее и будущее, у нас есть противоречия между ними и мы не мо- жем подвигаться вперед в порядке плавного покачивания на волнах жизни. Наше продви- жение протекает в парадке борьбы, в поряд- ке развития и противоречий, в порядке пре- одоления этих противоречий. Никогда .не бу- ,дем мы в силах, пока есть классы, иметь та- кое состояние, когда можно будет сказать: — ну, .слава богу, теперь все хорошо. .Никогда эго г .> не будет, товарищи. Всегда у нас что- нибудь отмирает в жизни. Но то, что отми- рает, не хочет умирать просто, а барег :я за существование, отстаивает свое отжившее де- ло. Всегда у нас рождается что-либо нозое в жизни. Во то, что рождается, рождается не просто, а ,пищит, кричит, отстаивает свое су- ществование. Борьба между старым и новым, между отмирающим и нарождающимся — БОТ »;яова нашего развития». Борьба между старым и новым, .между от- мирающим и нарождающимся или уже создан- ным, борьба остатков, обломков и всяческого охвостья капитализма с социализмом, победа социализма — вот основа социалистического реализма. Уметь частное подчинить общему закону развития, в частном видеть общее, уметь найти и верно, правдиво изобразить типичное — эта задача вытекает из правиль- ного понимания социалистического реализма. Ф. Энгельс писал: «На мой взгляд реализм подразумевает, кроме правдивости деталей, верность передачи типичных характеров в ти- пичных обстоятельствах». Это замечание бьет по тем, кто понял бы социалистический реа- лизм как нагромождение деталей, фактов, опу- скай при этом главную • задачу—видеть, рас- познавать общее; типичное, I составляющее соль, существо развития ,в целом. При этом асе время художнику надо помнить и практи- чески в .своей работе исходить из (следующего ленинского положения: «Вся постановка дела в области искусства Должна быть проникнута духом классовой борьбы пролетариата за уапешное осуществле- ние целей его диктатуры, т. е. за свержение (буржуазии, за уничтожение клаюаов, з а устра- нение всякой эксплоатации человека челове- кам». Приведенные положения Энгельса, Ле- нина и Сталина должны быть .руководящими принципами в творческой работе советских писателей. Советская художественная литература дол- ина быть насыщена страстью к жизни, к тру- ду, к лучшему будущему. Она не должна избе- гать яркой мечты и фантазии. Важно, чтоб мечта и фантазия не теряли .связи с жизнью, чтобы они помогли движению вперед, а не назад. Нельзя не замечать краооты и .величия наших дней, но и нельзя препятствовать за- глядывать в наше будущее еще более пре- красное, чем настоящее. Конечно, мечта, фан- тазия — это не действительность. Это надо твердо различать, но при этом надо .исходить из того, что сказано В. И. Лениным о мечте и действительности: .«Разлад между мечтой и действительностью не приносит никакого вреда, если только меч- тающая личность серьезно верит .в свою меч- ту, внимательно вглядывается .в жизнь, срав- нивает свои наблюдения с воздушными зам- ками и вообще добросовестно работает над осуществлением своей "фантазии... Мечта мо- жет обогнать естественный ход событий, или же .она .может хватать совершенно в сторону, туда, куда никакой естественный ход собы- тий не может придти» {IV том, стр. 493). Революционный романтизм предъявляет тре- бование к советскому писателю - г вниматель- но вглядываться в .жизнь, .видеть, как у нас всегда рождаетая что-либо навое в жизни, мечтать, фантазировать так, чтобы мечты и фантазии, обгоняя естественный ход событий, «н.е хватали» бы в сторону или назад от этого естественного развития событий. Наконец, тре- буется, чтобы .писатель добросовестно работая над осуществлением своей м.ечты или фанта- зии. Это последнее означает участие в прак- тике со.пиялистического строительства, в борь- ба за будущее — близкое будущее бесклас- сового .социалистического общества. (Произведении советских писателей края со- держат в .себе .художественную .правду — со- циалистический реализм. В отдельных из них есть элем.еиты и революционного романтизма. Предстоит большая, сложная, ^ответственная задача —• вести теоретическую разработку творческих путей советской литературы — со- циалистического реализма и революционного романтизма. Привлекая для этой разработки весь богатейший материал советской художе- ственной литературы, лучшие ее образцы, должно также с максимальной полнотой под- вергнуть критическому анализу и раэбору произведения писателей нашего края. Крити- ка отстала от пред'являемых к ней требова- ний. Это отатавание должно быть преодолено. Критика своей рабатой должна помочь на- шим писателям более успешно и быстро под- ниматься на высшую ступень художественного творчества. Критике есть над чем работать. Произведения! Пармитина, Коптелюва, Игпина, Урманова, .(^урижкова, Павлова, Кудрявцева и др., .а также произведения писателей-при- зывников в литературу из (среды ударников— рабочих и колхозников должны (быть подверг- нуты .серьезной критике на основе марксист- ско-ленинских принципов литературоведения. Эта критическая работа поможет также мно- гочисленным кадрам начинающих писателей, помажет их учебе в овладении художествен- ным словом, как одним из сильнейших орудий рабочего класса и партии в борьбе за социа- лизм. • Массовое^ ' литературное движение, работа литкружков, учеба литударников, политико- воапитательная работа с ними — эти вопро-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2