Сибирские огни, 1932, № 9-10

А. СМЕРДОВ. СТИХИ В ГАЗЕТЕ факта, из письма рабкора, газетной заметки умеет сделать 'глубоко-идейное, волнующее произведение. Именно в предметности, в уме­ нии 'использовать типичные факты действи­ тельности —• сила газетного стиха. В этом •случае, конечно", не обязательно итти по тому же пути использования фактического матери­ ала, каким яцет Д. Бедный (раешник, басня и т. д.). На этом .материале тот же Безымен­ ский нередко делает очень хорошие лириче­ ские стихи. Как р а з по этому же пути пыта­ ется итти и С К а з а к о в . И это неплохо. . Но над Казаковым еще довлеют лозунга- вость, штампованный, беошредметный подход х действительности, стремление звонко «во­ спеть», а ме глубоко показать, явление. Стихотворение «Четвертый, решающий» на­ звано «стихами ю займе». Поэт должен был доказать политическую 'сущность займа* на конкретном показе того, куда вдут средства от этого займа я тем самым показать всем трудящимся то огрмное классовое дело, кото­ рое 'Они делают, отдавая свои средства взай­ мы 'Государству. Но все стихотворение состоит из таких ф раз: Бриллианты черные Кузбасса Терпкий зной заводам отдадут И под знаменем гиганта класса Мы пройдем засчитанный маршрут... Вот сейчас еще мы молодые Н о восторгом стройки мы -торим За отцов посты сторожевые З а гиганты, крепкие, стальные Мы себя до капли отдадим... Будут бури... Пронесутся тучи И косматя небо — черный дым Распластается над СССР могучим Что леса.построек вздыбил круче Что восторгом (!!) поднят молодым... Штиль-то какой, ме говоря уже о том, что читателю приходится догадываться, кто же «■вздыбил .постройки» — или «СССР могучий», или «черный дым» и «то из них поднят «во­ сторгом молодым». А займу-то (поэт уделил (всего одну строчку: «Чтобы в технике не быть отсталым Поддержать порядков стройный ряд (?!—А. С.). Мы должны волною небывалой Чтоб страна расти не перестала... ...Стройке дать месячный оклад... (!!). С. Казаков подходит к отображению явле­ ний 'П римитивно , путем плакатного описатель­ ства. Вот он изображает живую ударницу (из посвящения можно понять, что трактористку совхоза Овцевод — М. Багамскую): 97 Бросает солнце алый стяг Победным взмахом в поле И мы воюем на полях Без (горечи .и боли. .. Ворчливо тракторы урчат... ...Мелькают кофты у девчат ...И красные платочки. Рука М-арусина тверда Ее ничем не сбить М ару ся крепка у станка Чтоб 'в поле первой быть... Получился плакат. Трактористка не показа­ на как частица бригады, не показано, как о*&, стала ударницей, как она борется за больше­ вистский сев. Хотя в мою задачу не входит подвергать тщательному разбору все недостатки техники ■стиха С. Казакова, все же следует остано­ виться на одном (из них — неумении 'пользо­ ваться образом: . И в стране моей, стране расцвета Мы такие чудеса творим: Где сегодня сосны « а рассвете, Как на праздник солнцем приодеты Завтра-там — завода черный дым... Получается впечатление обратное тому, ко­ торое хотел бы дать читателю автор: приро­ да (еооны) воспринимается как красивый, красочный, а индустриализация выступает как мрачный «завода черный дым». Мы уже говорили о том, что стихи в газе­ те обязывают поэта быть в курсе всех задач социалистического строительства я глубоко в них разбираться. В стихах же Казакова попа­ даются иногда строчки, которые говорят о невысоком политическом уровне автора. У т. Казакова есть и хорошие, крепкие сти­ хи, которые говорят, безусловно, з а то, что автор должен продолжать свою работу и с о ­ вершенствовать свои способности. Вот, напри­ мер, предметные, бодрые строчки «О колхоз­ ной корове»: З а теплой стеной, отоспав в тишине, Где ветру-бродяге заказано шляться, Мычаньем коровы зовут в полусне Доярок, чтоб вновь молоком им отдаться. Мы, славу разбрызнем твою далеко Чтоб слава от края до края носилась.*. Плати же, корова, густым молоком За пойло, за деор, за уход и за силос... В 'подойнике, вспенясь, кипит молоко И вот над удоем хозяйки хлопочут, Чтоб вышел сгустившийся палевый ком, Чтоб маслом продать на базаре рабочим... З а исключением не совсем удачной 4-ой

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2