Сибирские огни, 1932, № 9-10

туальные вопросы, волнующие партию и р а ­ бочий класс, а потому, — ясно, что в газете, где жаждая строчка должна быть проникнута энтузиазмом /борьбы, должна быть призывом строителей на ^ьиюлнеяие конкретных задач социалистического строительства, — (писате- лю-«философу» делать нечего. Это только «повредит» 'его творчеству!.. Писатель доджей быть холодным, сторонним иаблюдателаи, философам-об1ектишетом, но отнюдь не «раз­ мениваться на мелочи», не позволяющие ему «философски» осмыслить действительность. Понятно, что эта насквозь враждебная тео­ рия не имеет ничего общего ic задачами с о ­ ветского строительства. С другой стороны, мы знаем также анти­ марксистскую, упрощенскую теорийку «лите­ ратуры факта», лефовцев и наших сибирских «настоящинцев», сводившую задачи пролетар­ ской литературы к простой газетной заметке, «фактографии», очерку, агит-стиху и т. д. и совершенно игнорировавшую (высокохудоже­ ственное обобщение действительности. Ясно, что как «перевальцы», так и «насгоя- щинды» стремились увести писателя с пра­ вильного шути и, (в том числе, с правильных путей участия в газете. Участие писателя а газете должно пойти по линии отображения самых животрепещущих вопросов нашей действительности, по линии наиболее глубокого, обобщающего показа отдельных положительных образцов социали­ стического строительства, отдельных героез борьбы, но таким образом, чтобы все это бы­ ло органически /связано с Общими задачами генеральной линии партии. «Конечно, это не означает, что нужно дать моментальные фотографии (всего того, что происходит вокруг, без анализа гтого, что происходит, без об ’яшеиия того, почему у нас тот или иной недостаток, как мы пробива­ емся вперед, к новым достижениям» («Праз- да»). В этик словах наиболее четко, ясно и конкретно очерчены творческие задачи писа­ теля в газете. Партия отнюдь не ограничива­ ет этим участком широты творческого /охва­ та писателя, но требует, чтобы и эта работа была высокохудожественной и идейно-насы­ щенной. ' «Было бы, конечно, недопустимым грубым упрощенчеством /сводить пролетарскую лите­ ратуру к газетным очеркам н плакатным сти­ хам в духе лефовских теорий «литературы факта», — пишет «Правда» в той же редакци­ онной статье2. Из всего вышесказанного вытекают и зада­ чи поэтического газетного творчества, как од­ „Правда" За 19 апреля 1931 г, ного из жанров литературного творчества в о ­ обще. Перед нами стихи начинающего поэта С е р ­ г е я К а з а к о в а , систематически печатаю­ щиеся ® омской газете «Большевистский Путь». И надо сказать, что это не просто «стихи вообще», а именно стихи, написанные для газеты, с учетам особенностей их поло­ жения в газете. Здесь целесообразно сказать несколько слав о том, какими же путями, по нашему, должно итти поэтическое творчество в газете, каковы условия этого рода творче­ ства. Во-первых, стихи должны откликаться на самые злободневные вопросы соц/строитель­ ства, должны быть насыщены глубокой, поли­ тической заостренностью и непосредственно увязываться с ./главными, стержневыми вопро­ сами, которые газета сегодня продвигает в маосы. С этой точки зрения творчеств/о С . (Казако­ ва производит хорош ее впечатление. (Вот пе­ речень его стихав, который сам за себя го­ ворит: «Сенокос», «О колхозной корове», «За Трактором», «Четвертый, завершающий» (о вайме), «Мясная проблема», «Протестуйте» <о казни 7 куношей-иегров) и др. Поэт откли­ кается на вопросы, которыми занята газета, которые волнуют рабоче-колхозные массы района. И это — достоинство его стихов. Во-вторых, — /роль газетных стихов не сво­ дится к рифмованию лозунгов, к агитке и голому «воспевательокому» отображению ва­ шей действительности. Конечно, мы знаем прекрасные образцы стихотворного лозунга, агитстиха, которые дали В. Маякоиский, Д. Бедный, (Кирсанов и др. Многие из (мастер­ ских революционных агиток этих поэтов ста­ ли крылатыми, вошли в разговорную речь широких масс. Н о ошовное в их газетном творчестве не это. Маяковский, Д. Бедный, как никто, уме­ ют выхватить из повседневности оооботипич- ный, конкретный факт и, образно его пока­ зав, поставить глубоко-идейно ту или иную из задач нашей партии, на этом частном яв­ лении мобилизовать массы на выполнение той или /иной рабты. Возьмем, например, стихо­ творение В. Маяковского «Прозаседавшиеся», о /котором очень хорош о отзывался Ленин. Поэт сумел иа показе отдельных фигур «за ­ седателей» и бюрократов, во всю /ширь, со всей политической глубиной поставить вопрос о борьбе с бюрократизмом, с бестолковой за­ седательской /суетней, довлевшей над госап­ паратом того времени. М ожно было бы при­ вести аналогичные ’ произведения Д Бедного, где он также из /отдельного, но типичного

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2