Сибирские огни, 1932, № 9-10
туальные вопросы, волнующие партию и р а бочий класс, а потому, — ясно, что в газете, где жаждая строчка должна быть проникнута энтузиазмом /борьбы, должна быть призывом строителей на ^ьиюлнеяие конкретных задач социалистического строительства, — (писате- лю-«философу» делать нечего. Это только «повредит» 'его творчеству!.. Писатель доджей быть холодным, сторонним иаблюдателаи, философам-об1ектишетом, но отнюдь не «раз мениваться на мелочи», не позволяющие ему «философски» осмыслить действительность. Понятно, что эта насквозь враждебная тео рия не имеет ничего общего ic задачами с о ветского строительства. С другой стороны, мы знаем также анти марксистскую, упрощенскую теорийку «лите ратуры факта», лефовцев и наших сибирских «настоящинцев», сводившую задачи пролетар ской литературы к простой газетной заметке, «фактографии», очерку, агит-стиху и т. д. и совершенно игнорировавшую (высокохудоже ственное обобщение действительности. Ясно, что как «перевальцы», так и «насгоя- щинды» стремились увести писателя с пра вильного шути и, (в том числе, с правильных путей участия в газете. Участие писателя а газете должно пойти по линии отображения самых животрепещущих вопросов нашей действительности, по линии наиболее глубокого, обобщающего показа отдельных положительных образцов социали стического строительства, отдельных героез борьбы, но таким образом, чтобы все это бы ло органически /связано с Общими задачами генеральной линии партии. «Конечно, это не означает, что нужно дать моментальные фотографии (всего того, что происходит вокруг, без анализа гтого, что происходит, без об ’яшеиия того, почему у нас тот или иной недостаток, как мы пробива емся вперед, к новым достижениям» («Праз- да»). В этик словах наиболее четко, ясно и конкретно очерчены творческие задачи писа теля в газете. Партия отнюдь не ограничива ет этим участком широты творческого /охва та писателя, но требует, чтобы и эта работа была высокохудожественной и идейно-насы щенной. ' «Было бы, конечно, недопустимым грубым упрощенчеством /сводить пролетарскую лите ратуру к газетным очеркам н плакатным сти хам в духе лефовских теорий «литературы факта», — пишет «Правда» в той же редакци онной статье2. Из всего вышесказанного вытекают и зада чи поэтического газетного творчества, как од „Правда" За 19 апреля 1931 г, ного из жанров литературного творчества в о обще. Перед нами стихи начинающего поэта С е р г е я К а з а к о в а , систематически печатаю щиеся ® омской газете «Большевистский Путь». И надо сказать, что это не просто «стихи вообще», а именно стихи, написанные для газеты, с учетам особенностей их поло жения в газете. Здесь целесообразно сказать несколько слав о том, какими же путями, по нашему, должно итти поэтическое творчество в газете, каковы условия этого рода творче ства. Во-первых, стихи должны откликаться на самые злободневные вопросы соц/строитель ства, должны быть насыщены глубокой, поли тической заостренностью и непосредственно увязываться с ./главными, стержневыми вопро сами, которые газета сегодня продвигает в маосы. С этой точки зрения творчеств/о С . (Казако ва производит хорош ее впечатление. (Вот пе речень его стихав, который сам за себя го ворит: «Сенокос», «О колхозной корове», «За Трактором», «Четвертый, завершающий» (о вайме), «Мясная проблема», «Протестуйте» <о казни 7 куношей-иегров) и др. Поэт откли кается на вопросы, которыми занята газета, которые волнуют рабоче-колхозные массы района. И это — достоинство его стихов. Во-вторых, — /роль газетных стихов не сво дится к рифмованию лозунгов, к агитке и голому «воспевательокому» отображению ва шей действительности. Конечно, мы знаем прекрасные образцы стихотворного лозунга, агитстиха, которые дали В. Маякоиский, Д. Бедный, (Кирсанов и др. Многие из (мастер ских революционных агиток этих поэтов ста ли крылатыми, вошли в разговорную речь широких масс. Н о ошовное в их газетном творчестве не это. Маяковский, Д. Бедный, как никто, уме ют выхватить из повседневности оооботипич- ный, конкретный факт и, образно его пока зав, поставить глубоко-идейно ту или иную из задач нашей партии, на этом частном яв лении мобилизовать массы на выполнение той или /иной рабты. Возьмем, например, стихо творение В. Маяковского «Прозаседавшиеся», о /котором очень хорош о отзывался Ленин. Поэт сумел иа показе отдельных фигур «за седателей» и бюрократов, во всю /ширь, со всей политической глубиной поставить вопрос о борьбе с бюрократизмом, с бестолковой за седательской /суетней, довлевшей над госап паратом того времени. М ожно было бы при вести аналогичные ’ произведения Д Бедного, где он также из /отдельного, но типичного
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2