Сибирские огни, 1932, № 9-10

Стихи в газете Заметки о творчестве Сергея Казакова ■* * * А. СМЕРДОВ В ОП РОС хотелось бы поставить шире, писатель в газете. Оообени необходи­ мо это сейчас, когда историческое 'решение партии о перестройке литературных организаций требует от советских писателей максимального развертьпваиия худжественного творчества во всем многообразии его жанров, тематики я использования всех путей воздей­ ствия на читателя. Одним из таких участков, где художественное творчество может быть использовано ic высоким коэффициентом по­ лезного действия, — является газета. «Нам нужна боевая литература, которая бы живо откликалась на боевые вопросы социа­ листического строительства, «вторая бы еже­ дневно мобилизовала массы вокруг задач осу­ ществления генеральной линии партии», — пи­ сала "«Правда» в апреле прошлого пода. Выполнение этого наказа партии писателям должно осуществляться в числе прочих участ­ ков и путем включения писателя в работу га­ зеты. ЦО ’партии предупреждало, что «совер­ шенно недопустимо высокомерное презрение к этого рода литературе». Меж тем, мы знаем, что писатель в газету идет неохотно, частенько считая, что газета не дает возможности «развернуться», требует переключения на отдельные «мелочи», не дает творческой самостоятельности.... Между прочим, прав и Сергей Третьяков1, когда он заявляет, что «одной из причин почему писатели чуждаются газетной страни­ цы, но охотно тянутся к толстому журналу, является то, что толстожурнальная продукция подвергается систематической литературной критике. Газетная же, как правило, лежит вне критики». — Все это верно. Но тем не менее, неверны приведенные утверждения некоторых писателей о невозможности работы в газете. Вполне понятно, что 'когда мы говорим о работе писателя в газете, мы отнюдь не имеем в виду, что необходимы какой-то новый тип писателя-газатчика. Н аоборот , основной зада­ чей советского писателя остается, — глубокий, «аиболее полный показ нашей действительно- 1 „Литгазета" за 11 августа 1932 г. стн, создание таких произведений, социальная значимость которых исчислялась бы не одним днем, не одним каким-либо участком строи­ тельной работы, а охватывала бы может быть целую эпоху ооциалистичесжого строительства. Газета этой работе 'отнюдь не мешает. Н аоборот , — весь творческий путь Д. Бед­ ного 'связан с газетой, но это не помешало ему создать произведения, которые живут уже десятки лет и будут играть . большую роль в борьбе пролетариата еще долго. В. Маяковский создал многие из ш ои х про­ изведений в период 'своей работы в «Комсо­ мольской Правде». Многие его произведения,, да и его высказывания показывают как мно­ го давала его творчеству газета, как -она не­ посредственно связывала его с животрепещу­ щими В'опросами социалистической 'Стройки, как сильно пополняла арсенал его изобрета­ тельных средств. М ожно было сослаться на очень плодотвор­ ную работу А. Безыменского в «Комсомоль­ ской Правде» и в 'газете Сталинградского ги­ ганта. Уже и этих примеров достаточно, чтобы показать как благодарна и интересна работа писателя в газете. Узкая тема моей заметки не позволяет рассмотреть примеры с о Став- ским, ,Бор. Галиным и др., очерковая, газетная работа которых послужила костяком для с о з ­ дания ими больших художественных полотен. Какими путями 'должна пойти работа писа­ теля в газете? Приведем высказывания обще­ го порядка по вопросу о задачах пролетар­ ской литературы, (которые задевают в том числе и роль газеты s (художественном твор­ честве. «Перевальцы» (в книге «Сквозь ветер» писа­ ли: «Оружие писателя, исследующего творче­ ство, — не энтузиазм, а внимание. Энтузиазм портит зрение. Философию производства не построишь на возгласах»... И з этого заявления вытекает вывод: — тт- сателя-сфилюсофа» не должны волновать ж-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2