Сибирские огни, 1932, № 9-10

тучей кучки» соединил свою судьбу с судь­ бой рабочего класса задолго до бури 1929 г. Этот один — Джон Дос Паооос. Он не рабо- ■ <чий. Перейдя к нам, Пассос принес и сохра­ нил по сей день — с»н это открыто признает— многие из иллюзий мелкой буржуазии. О се­ бе Д ос П ассос писал: «Кое-кто из писателей является бойцом (определенной партии. Д ру ­ гие — п ри р ож д ен ны е попутчики. Лично я при­ надлежу ко второй категории». На самом же деле это далеко не так. Всегда Дос Пассос был беззаветно предан революционному дви­ жению. Больше того. И в «42 параллели», и в «1910» — своей последней работе — он пока­ зал неустанный рост, все большее и большее овладение основными принципами революци­ онной теории и практики. Дос Пасдас счита­ ет, что ам-ериканокий капитализм осужден, не веря, однако, в ело крушение на ближайшем же историческом отрезке. «Будучи акоплоати- руемым ^элементом, каждый писатель, «е с о ­ стоящий на службе и предпринимательских групп (а большинство писателей такими плат­ ными пропагандистами и являются) должен связать свою судьбу с действительными тру­ жениками. Дело писателя — наметить пра­ вильный путь. Дело писателя — бороться за правду, за честное общество, за будущее». Настаивая на тесной увязке американских тра­ диций too всей революционной деятельностью, Д ос Пассос присоединился к Сталинской ф ор ­ муле «искусства и литературы, национальных но форме и пролетарских по содержанию». Все несчастье заключается в том, — продол­ жает Дос Паосос, — что слово «пролетарское» принимают кш стопроцентное качество. А об ­ разцы выдающегося литературного творчества ■таковыми и остаются, будь то при Моисее или ■Фараоне, будь то в Советском Союзе или в стране золота — олигархии. Таковыми они и останутся до тек пор, пока человечество будет иметь книгу, надолго запечатляющую речь». Несмотря на вое ошибки, несмотря иа остатки мелко-буржуазиотю мировоззрения, Дос Пэооос <ктается шорным союзником рабочего класса. З а последние годы ic его литературным име­ нем связано представление о писателе миро­ вого масштаба, о писателе — главе могучей литературно-публицистической школы. Еще ярче проявился перелом, наблюдаемый в кругах американской литературной общест­ венности, отрн под’игтоживании ответов на не­ давно разосланную анкету, охватившую боль- нгаиство крупнейших литературных имен САСШ . Анкета резко ставила вопросы, и от­ веты, подученные на нее, были им в тон. М но­ гие признали, что осашгталистическая система обречена на гибель. Многие соглашлись, что писатель ие может избегнуть участия в тех социальных конфликтах, которые ставятся на повестку дня. Для них ясно, что в предстоя­ щих боях они должны быть на стороне раб о ­ чих. Большинство признало, что коммунисти­ ческая, а не социалистическая партия являет­ ся тем политическим движением, с которым писатель должен связать 'свою судьбу, если хочет сделать свою работу более глубокой, более социально-значимой. ««Стать сегодня со ­ циалистом, — писал недавно Д ос Пассос, — значит получить тот же эффект, когда вме­ сто крепкого коньяка, человек выпьет слабо­ го пива. Ибо, будучи социалистом, писателю не возбраняется быть ч*ам угодно, начиная от цыгананконокрада и кончая адвокатом нефтя­ ных трастов». Бее мы сходимся на том, что подлинная американская литература в бли­ жайшем десятилетии направится не по пути, куда ее тянут Юджин О ’Нэйя, Торнтон Уайл­ дер, Робинзон Джефферс, а по широкой д ор о ­ ге, по стопам Майкл Голда и Джон Дос Пэссо- са. 4 Отразился экономический кризис не только на кругах примыкающих к революционным писателям, но и внутри их коллектива. До 1929 г. мы имели растущие кружки молодых пролетарских писателей, частью организацион­ но даже не оформившихся и, конечно, не могущих претендовать ни та литературную, ни, тем более, идеологическую зрелость. iK этому времени только Майкл Голд и Джозеф Фримен приобрели некоторую известность в литературном мире. Уже позднее к ним при­ соединились Джошуа Кьюниц и Беннет Сте­ лете. Революционная интеллигенция, писатели, художники, архитектора, группировались в о с ­ новном вокруг журнала «Нью Мэосиз» —- единствениото в САСШ печатного органа ре­ волюционного искусства и литературы. Не бы­ ло единой 'революционной писательской орга­ низации. Бе, конечно, не могли заменить не­ значительные кружки (венгерский, еврейский, русский и т. д.), не имевшие к тому же проч­ ной базы и какого-либо значительного влия­ ния в соответствующих общеатванньгх кругах. Поздней осенью 1929 г. начал свое сущест­ вование Джон-Рид-Клуб. И теперь, через три лада, этот клуб 'превратился в крепкий орга- агиам, имеющий за пределами Нью-Йорка 15 отдалений и группирующий свыше тысячи пи­ сателей и (художников. Принимая имя крупней­ шего писателя революции, автора <г10 дней, ко­ торые потрясли мир», основатели Джон-Ряд- (Клуба четко оказали, что «между рабочим ■классом и капиталистами, — двумя противо­ стоящими 'классами, — -существует неприми-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2