Сибирские огни, 1932, № 9-10
тучей кучки» соединил свою судьбу с судь бой рабочего класса задолго до бури 1929 г. Этот один — Джон Дос Паооос. Он не рабо- ■ <чий. Перейдя к нам, Пассос принес и сохра нил по сей день — с»н это открыто признает— многие из иллюзий мелкой буржуазии. О се бе Д ос П ассос писал: «Кое-кто из писателей является бойцом (определенной партии. Д ру гие — п ри р ож д ен ны е попутчики. Лично я при надлежу ко второй категории». На самом же деле это далеко не так. Всегда Дос Пассос был беззаветно предан революционному дви жению. Больше того. И в «42 параллели», и в «1910» — своей последней работе — он пока зал неустанный рост, все большее и большее овладение основными принципами революци онной теории и практики. Дос Пасдас счита ет, что ам-ериканокий капитализм осужден, не веря, однако, в ело крушение на ближайшем же историческом отрезке. «Будучи акоплоати- руемым ^элементом, каждый писатель, «е с о стоящий на службе и предпринимательских групп (а большинство писателей такими плат ными пропагандистами и являются) должен связать свою судьбу с действительными тру жениками. Дело писателя — наметить пра вильный путь. Дело писателя — бороться за правду, за честное общество, за будущее». Настаивая на тесной увязке американских тра диций too всей революционной деятельностью, Д ос Пассос присоединился к Сталинской ф ор муле «искусства и литературы, национальных но форме и пролетарских по содержанию». Все несчастье заключается в том, — продол жает Дос Паосос, — что слово «пролетарское» принимают кш стопроцентное качество. А об разцы выдающегося литературного творчества ■таковыми и остаются, будь то при Моисее или ■Фараоне, будь то в Советском Союзе или в стране золота — олигархии. Таковыми они и останутся до тек пор, пока человечество будет иметь книгу, надолго запечатляющую речь». Несмотря на вое ошибки, несмотря иа остатки мелко-буржуазиотю мировоззрения, Дос Пэооос <ктается шорным союзником рабочего класса. З а последние годы ic его литературным име нем связано представление о писателе миро вого масштаба, о писателе — главе могучей литературно-публицистической школы. Еще ярче проявился перелом, наблюдаемый в кругах американской литературной общест венности, отрн под’игтоживании ответов на не давно разосланную анкету, охватившую боль- нгаиство крупнейших литературных имен САСШ . Анкета резко ставила вопросы, и от веты, подученные на нее, были им в тон. М но гие признали, что осашгталистическая система обречена на гибель. Многие соглашлись, что писатель ие может избегнуть участия в тех социальных конфликтах, которые ставятся на повестку дня. Для них ясно, что в предстоя щих боях они должны быть на стороне раб о чих. Большинство признало, что коммунисти ческая, а не социалистическая партия являет ся тем политическим движением, с которым писатель должен связать 'свою судьбу, если хочет сделать свою работу более глубокой, более социально-значимой. ««Стать сегодня со циалистом, — писал недавно Д ос Пассос, — значит получить тот же эффект, когда вме сто крепкого коньяка, человек выпьет слабо го пива. Ибо, будучи социалистом, писателю не возбраняется быть ч*ам угодно, начиная от цыгананконокрада и кончая адвокатом нефтя ных трастов». Бее мы сходимся на том, что подлинная американская литература в бли жайшем десятилетии направится не по пути, куда ее тянут Юджин О ’Нэйя, Торнтон Уайл дер, Робинзон Джефферс, а по широкой д ор о ге, по стопам Майкл Голда и Джон Дос Пэссо- са. 4 Отразился экономический кризис не только на кругах примыкающих к революционным писателям, но и внутри их коллектива. До 1929 г. мы имели растущие кружки молодых пролетарских писателей, частью организацион но даже не оформившихся и, конечно, не могущих претендовать ни та литературную, ни, тем более, идеологическую зрелость. iK этому времени только Майкл Голд и Джозеф Фримен приобрели некоторую известность в литературном мире. Уже позднее к ним при соединились Джошуа Кьюниц и Беннет Сте лете. Революционная интеллигенция, писатели, художники, архитектора, группировались в о с новном вокруг журнала «Нью Мэосиз» —- единствениото в САСШ печатного органа ре волюционного искусства и литературы. Не бы ло единой 'революционной писательской орга низации. Бе, конечно, не могли заменить не значительные кружки (венгерский, еврейский, русский и т. д.), не имевшие к тому же проч ной базы и какого-либо значительного влия ния в соответствующих общеатванньгх кругах. Поздней осенью 1929 г. начал свое сущест вование Джон-Рид-Клуб. И теперь, через три лада, этот клуб 'превратился в крепкий орга- агиам, имеющий за пределами Нью-Йорка 15 отдалений и группирующий свыше тысячи пи сателей и (художников. Принимая имя крупней шего писателя революции, автора <г10 дней, ко торые потрясли мир», основатели Джон-Ряд- (Клуба четко оказали, что «между рабочим ■классом и капиталистами, — двумя противо стоящими 'классами, — -существует неприми-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2