Сибирские огни, 1932, № 9-10
и и ь м его оценить, оценить банкротство бур жуазной культуры. Вначале, боясь логического завершения ситуации, путем создания ^гелос- редственной ситуации, Вилюон выдвигает про ект «взять коммунизм огт коммуниста». Теория эта носит следы самого откровенного фашиз ма. Н о Вилоан вскоре же осознает свою ошиб ку и перестраивается, все больше приближа ясь .к подлинно революционному .мировоззре нию. Об этом свидетельствует хотя бы' его статья в («Нейшен», аде ом говорит: Пророчества Карла Маркса начинают оп равдываться. Нет надежды обрасти» все общее спокойствие и дальнейшее развитие при каком бы то ми было обществе, кроме того, где будут уничтожены классы. И мы видам рождение нового сорта людей в р а бочем движении — в большинстве своем молодежи — людей убежденных, уверен ных, крепких революционеров, знающих чего они хотят, знающих о взаимоотноше ниях своих с различными классами внутри страны, знающих о б основам взаимоотноше ний САСШ с внешним миром». «Я уважаю, — прдолжает Вилсон, — рус- ■ших коммунистических лидеров за то, что (Они — люда широкого кругозора, за то, что они вышли победителями из борьбы с кос ностью, упрямством и мелкособсгтеенииче- екдаян, индивидуалистическими идеями масс, за то, что они заставили эти массы пере строиться, нринять новые идеи, новые ме тоды работы. Будучи писателем, я особен но заинтересован в победе разума над на живой. Я желал бы стать свидетелем того момента, копда весь мир пойдет по пути, которым сегодня идет Россия. По пути, где иегг наживающихся дельцов и банкиров, где нет окалких политиканов, ныне управляю щих большей частью земли. Это с лихвой возместит Ш 1 е гое потери, которые я могу потерпеть во время перестройки. Я призы ваю людей науки и искусства посмотреть, как они нграюгг иа руку капиталистам. Пло хо для них, для их искусства, приспособ ляться к системе, которая является их вра гом. И х путь — сою з с теми, кто хочет 'Переделать общество иа новой основе». В писаниях Вилсона есть еще много от эсте тики, от паремия в заоблачных высотач. Та- 3\*овы, например, его рассуждения о «превос ходстве» интеллигенции, недооценка масс. Но имеете с тем' приведенные высказывания дают ясное представление о направлении, (в кото ром перестраивается Вилшн и положитель ных элементах, уже ясно ощутимых в его мировоззрении. 3 |Кран налево в среде (радикально настроен ных литературных кругов — есть, однако, лишь одно из проявлений значительно более глубоких перестановок, которые 1 мы моокем иаблюдать в литературном мире САСШ . Пе реход в революционный лагерь в среде кри тиков не ограничился одним только Вилюо- ном. Бпо примеру последовали Ньютон Эраий и Гремвиль Хикс. М ожно с уверенностью ска зать, что их побег из (буржуазного лагеря имеет 'крупное значение. Драйзер, Аидероеи, Фрэнк — один ближе., другой дальше — подошли к революционной практике на ноле открытой политической борьбы. Они поддерживали борьбу рабочего класса на экономических ее участках, в стач ках и локаутах. Они активно поддерживали коммунистических кандидалюв в выборных кампаниях. Они вели комитеты писателей и ученых в их борьбе за амнистию, за улуч шение положения политических заключенных. Н о в литературных исканиях, романах, публи цистических работах, их политические воз зрения были подчас неясны, неопределенны. Ньютон Эршин и Гренвиль Хикс — про ф ессора американских университетов. Послед ние годы они посвятили изучению революци онной теории и практики и это неизменно сказывалось в их критических (Статьях и обзорах . Останавливаясь на оценке их раб о ты либеральный буржуазный критик Хартли Грегген заявил, что оба они не что иное, как неразоблаченные коммунисты, использующие для своей работы университетскую кафедру. Движение налево охватывает все новые и новые слои .литературной общественности. Эдвин Сивер, Малькольм Коулей, Клифтон Фе даман, Элыиот Коган и мн. др. переходят на нашу сторону. Н а сегодняшний день они еще не располагают стройной системой революци онного мировоззрения. И наша прямая задача помочь этим писателям овладеть им. Что чрез вычайной важно — это их желание подчи ниться дисциплине, одной из составных ча стей подлинно революционной идеологии. Все они честны, лорвдонны. Но нужно переделать их образ мышления, направить его по другому руслу. (Они разнятся еще тем, что прошли не одинаковые расстояния по тому пути, кото рый ведет в наш лагерь. Не исключено, что некоторые из них, в будущем еще окажутся (В лагере реакции. Н о основная /масса, особен но молодежь, твердо пристала к нашему бе регу. укрепилась, нашла себя. Крен налево ускорен экономическим кризи сом, поразившим Штаты. Только один из смо-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2