Сибирские огни, 1932, № 9-10

писатель происходит из семьи 'Промышленного пролетария. На всем протяжении своей жизни, во всех своих литературных работах Драйзер неизменно проявлял -глубочайшие симпатии к рабочему классу. Неоднократно он выступал с протестами против влияния золотого мешка, которое становилось все более я более всеоб’- ■емлющим. Годами он подвергался преследова­ ниям и только послевоенный период позво­ лил ему встать во весь свой рост. Славл и бо­ гатство ие привели его в лагерь эжсплоатато- ров, не сделали его певцам умирающей буржу­ азии. При первых же признаках кризиса, Драй­ зер безоговорочно встал в ряды бойцов барри­ кад, плачем к плечу -с революционными раб о ­ чими, я этот, шаг Драйзера нашел глубочайший «.телик в рядах руководящих литераторов стра­ ны. Он имел своим следствием перелом в со з ­ нании радикальной писательской общественно­ сти. Драйзер—®е коммунист. И, тем не менее, его позиция в деле нарушения элементарной законности в угольных районах послужила причиной бешеных атак американских реакци­ онеров, находящихся на откупе угольных ко­ ролей, привела и преданию Драйзера суду, к обвинению его в «преступном еиндикализме». Шервуд Андерсен, писатель, пользующийся заслуженной известностью далеко за предела­ ми САСШ, так ответил клеветникам Драйзе­ ра : «Еши это — преступный синдикализм, — пусть будет его побольше в нашей стране». Сегодня, в повседневных боях — он тоже с нами, с Драйзерам, с рабочим классам, с бед­ нейшими фермерами. На угрозы угольных б а ­ ронов Андерсен ответил: »Я хочу быть (рядовым бойцом, там, аде борется Драйзер, Дос Пассос, люди науки и .мечтатели, принявшие участие в поездке по ■камеиноуголшы'м центрам Кентукки и Пен­ сильвании». 2 Какова судьба писателя в стране, .буржуа­ зия которой так кичится своей «культурой»? Опвет на это мы можем найпи у того же Ан­ дерсена. «Как только, — говорит он, — талан­ тливый человек приходит в литературу, на не­ го накладывает руку денежный мешок. Он пы­ тается ваять его оо всеми потрохами, поста­ вить себе на службу его способности в обмен « а деньги, славу, спокойствие. Писателя стре- мяггся сделать послушным чужим желаниям, стремятся заставить говорить и думать то, что угодно другим, то, что этим другом вы­ годно. Драйзер не хотел этого. У Драйзера сильно желание правды, сильно желание д о ­ биться ее, чего бы это да стоило». О себе он добавляет: («Очень многое значит побывать а шнуре пролетария. Я испытал это на себе. Я был рабочим до 25-ти лет. Ручаюсь: будучи и теперь там, я был бь( куда лучшим рассказчикам. Я был бы полон того, что идет из гущи трудового народа, из самой сердцеви­ ны пралатариата и беднейшего фермерства, ряды которых неизменно возрастают». Мы привели этот отрывок для того, чтобы показать отношение писателя к рабочим. Ему иехватает еще классовой целеустремленности и основательной теоретической подготовки, но фактам остается глубокая симпатия, братс­ кое чувство к рабочему классу, из недр кото­ рого вышел он, Шервуд Андерсен, один из лучших авторов современной Америки. Говоря о радикальных писателях, нельзя пройти мимо имени Уольдо Фрэнка — верно­ го соратника Драйзера и Андерсена в их борьбе за те элементарные права, которые от­ няли у шахтеров Кентукки. Он был в основ­ ных угольных центрах, на передовых позици­ ях осажденных районов, «а 'своей шине и пле­ чах почувствовал резиновые дубинки полиции и частных сыщиков. Больше, чем кто-либо другой, знает он о тех условиях с которыми, повседневно приходится сталкиваться каждому рабочему в стачечной борьбе. Д о своей поезд­ ки Уольдо Фрэнк стоял в стороне от групп, симпатизирующих революционному движению. В его произведеишгх ощущалось влияние мис­ тицизма наравне с бунтарскими тенденциями. Недавно он побывал в Советском Союзе. Ре­ зультатам поездки была книга, 'полная искрен­ ней симпатии к советским рабочим, к тому ве­ ликому делу, которому они отдают все свои силы. Нужно сказать, что и эта работа Фрэика носит еще следы прошлого, некоторый налет мистицизма, от которого он должен во чтобы то ни стало освободиться. Три виднейших писателя Штатов, три писа­ тели, чьи имена и'весгаы не только в литера­ турных кругах, — неизменно в авонх убежде­ ниях идут налево. Их примеру последовал крупный молодой критик Эдмунд Вилсон, эс­ тетик и мечтатель, далекий от политики, си­ лой сабытий сброшенный в самое пекло клас­ совой борьбы. Жизнь вынуждает Вилсона спу­ ститься на землю, где, вместо эстетических ис­ каний, он пишет очерки о стране, бьющейся в тисках кризиса. Автор этих очерков далек от марксизма. Он еще во власти буржуазной иде­ ологии. К революционному движению он идет медленным, неуверенным шагом. Н о, судя по статье, которую Вилсон опубликовал год на­ зад в журнале «Нью Репюблик», он 'понимает уже настоящее положение вещей, .может пра-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2