Сибирские огни, 1932, № 9-10
писатель происходит из семьи 'Промышленного пролетария. На всем протяжении своей жизни, во всех своих литературных работах Драйзер неизменно проявлял -глубочайшие симпатии к рабочему классу. Неоднократно он выступал с протестами против влияния золотого мешка, которое становилось все более я более всеоб’- ■емлющим. Годами он подвергался преследова ниям и только послевоенный период позво лил ему встать во весь свой рост. Славл и бо гатство ие привели его в лагерь эжсплоатато- ров, не сделали его певцам умирающей буржу азии. При первых же признаках кризиса, Драй зер безоговорочно встал в ряды бойцов барри кад, плачем к плечу -с революционными раб о чими, я этот, шаг Драйзера нашел глубочайший «.телик в рядах руководящих литераторов стра ны. Он имел своим следствием перелом в со з нании радикальной писательской общественно сти. Драйзер—®е коммунист. И, тем не менее, его позиция в деле нарушения элементарной законности в угольных районах послужила причиной бешеных атак американских реакци онеров, находящихся на откупе угольных ко ролей, привела и преданию Драйзера суду, к обвинению его в «преступном еиндикализме». Шервуд Андерсен, писатель, пользующийся заслуженной известностью далеко за предела ми САСШ, так ответил клеветникам Драйзе ра : «Еши это — преступный синдикализм, — пусть будет его побольше в нашей стране». Сегодня, в повседневных боях — он тоже с нами, с Драйзерам, с рабочим классам, с бед нейшими фермерами. На угрозы угольных б а ронов Андерсен ответил: »Я хочу быть (рядовым бойцом, там, аде борется Драйзер, Дос Пассос, люди науки и .мечтатели, принявшие участие в поездке по ■камеиноуголшы'м центрам Кентукки и Пен сильвании». 2 Какова судьба писателя в стране, .буржуа зия которой так кичится своей «культурой»? Опвет на это мы можем найпи у того же Ан дерсена. «Как только, — говорит он, — талан тливый человек приходит в литературу, на не го накладывает руку денежный мешок. Он пы тается ваять его оо всеми потрохами, поста вить себе на службу его способности в обмен « а деньги, славу, спокойствие. Писателя стре- мяггся сделать послушным чужим желаниям, стремятся заставить говорить и думать то, что угодно другим, то, что этим другом вы годно. Драйзер не хотел этого. У Драйзера сильно желание правды, сильно желание д о биться ее, чего бы это да стоило». О себе он добавляет: («Очень многое значит побывать а шнуре пролетария. Я испытал это на себе. Я был рабочим до 25-ти лет. Ручаюсь: будучи и теперь там, я был бь( куда лучшим рассказчикам. Я был бы полон того, что идет из гущи трудового народа, из самой сердцеви ны пралатариата и беднейшего фермерства, ряды которых неизменно возрастают». Мы привели этот отрывок для того, чтобы показать отношение писателя к рабочим. Ему иехватает еще классовой целеустремленности и основательной теоретической подготовки, но фактам остается глубокая симпатия, братс кое чувство к рабочему классу, из недр кото рого вышел он, Шервуд Андерсен, один из лучших авторов современной Америки. Говоря о радикальных писателях, нельзя пройти мимо имени Уольдо Фрэнка — верно го соратника Драйзера и Андерсена в их борьбе за те элементарные права, которые от няли у шахтеров Кентукки. Он был в основ ных угольных центрах, на передовых позици ях осажденных районов, «а 'своей шине и пле чах почувствовал резиновые дубинки полиции и частных сыщиков. Больше, чем кто-либо другой, знает он о тех условиях с которыми, повседневно приходится сталкиваться каждому рабочему в стачечной борьбе. Д о своей поезд ки Уольдо Фрэнк стоял в стороне от групп, симпатизирующих революционному движению. В его произведеишгх ощущалось влияние мис тицизма наравне с бунтарскими тенденциями. Недавно он побывал в Советском Союзе. Ре зультатам поездки была книга, 'полная искрен ней симпатии к советским рабочим, к тому ве ликому делу, которому они отдают все свои силы. Нужно сказать, что и эта работа Фрэика носит еще следы прошлого, некоторый налет мистицизма, от которого он должен во чтобы то ни стало освободиться. Три виднейших писателя Штатов, три писа тели, чьи имена и'весгаы не только в литера турных кругах, — неизменно в авонх убежде ниях идут налево. Их примеру последовал крупный молодой критик Эдмунд Вилсон, эс тетик и мечтатель, далекий от политики, си лой сабытий сброшенный в самое пекло клас совой борьбы. Жизнь вынуждает Вилсона спу ститься на землю, где, вместо эстетических ис каний, он пишет очерки о стране, бьющейся в тисках кризиса. Автор этих очерков далек от марксизма. Он еще во власти буржуазной иде ологии. К революционному движению он идет медленным, неуверенным шагом. Н о, судя по статье, которую Вилсон опубликовал год на зад в журнале «Нью Репюблик», он 'понимает уже настоящее положение вещей, .может пра-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2