Сибирские огни, 1932, № 9-10
Крен налево Заметки о современной американской литературе Я» Ф УОТ КАРМОН 1 В 'последний период еще до кризиса в Аме рике оформилась (группа крупных писателей, яюнемногу начавшая 'идейный о иход от бурж у азии — как уже превратившейся в своеобраз ную аристократическую прослойку, так и тех ее групп, которые нажились в результате учас тил ' американского империализма в послед ней иойне. Эта irpynina имела я о .главе таких людей, как Теодор Драйзер, Шервуд Андерсен и других. Но это бьгл, главным образом , 'про тест отдельных личностей, протест наивный и, следователы-iо, 'слабый. В нем чувствовалось потное отсутствие 'революционной целеустрем- ленасги, Кризиз, чью разрушительную силу средние классы и примыкающая к ним интел лигенция имели 'возможность ощутить во .всей ело полноте, — тем резче оказался противо поставленным .грандиозной .социалистической стройке в СССР . И, под влиянием экономики, отдельные вспышки протеста индивидуалис тов превратились в ту передвижку налево, к о торая на сегодня приняла (столь значитель ные размеры. Посещение Советского. Сою за Теодором Драйзером явилось там толчком, который при вел -ело к поддержке коммунистических кан дидатов в различных избирательных камла ниях. Драйзер возглавил Движение радикаль ной интеллигенции — писателей и художни ков — в защиту политзаключенных. Позднее— он руководил группой писателей, расследовав ших положение в угольных районах Кентукки и Пенсильвании, где предприниматели устано вили подлинный режим кровавого террора. С тех пор Теодор Драйзер решительно встал по ту сторону баррикад, лде (стоит пролетариат, отдал всю силу .своего таланта на службу де лу рабочего класса. Его решительная критика американских правящих групп нашла яркое выражение в агавой, только что вышедшей книге «Трагичес кая Америка». Давая оценку книги Драйзера, коммунист-критик Беннет Ставелс писал сле дующее: •«Автор дает яркое описание тех условий, в которых живут и работают сегодня трудящи еся массы Америки. Правительство и судеб ный аппарат подч!Ииены нескольким магнатам баиковского и промышленного капитала, « чьих (руках оказалось собранной подавляю щая масса национального богатства страны. Автор повествует об истории собирания этого богатства я сосредоточения его в руках незна чительной кучки, о подкуп*е и терроре, на шедших себе при этом самое широкое (при менение. И это касается не только прошлого., но и -настоящего. Автор говорит о роли цер кви ,и благотворительных 'учреждений, о широ чайшем использовании школы и печати с це лью затуманивания классового самосознании пролетариата и трудящегося крестьянства. Бее эти меры сыграли свою определенную роль. Как и следовало ожидать, капиталисти ческая пресса сделала все, чтобы дискредити ровать книгу, попытавшись сначала замолчать ее, а затем и осмеять. Н о в книге есть и ошибки, и мы не были бы настоящими критиками, вооруженными острей шим оружием диалектики, вооруженными та ким оружием, каким является большевистс кая самокритика, если бы их не видели « не признавали. (Несмотря на 'Свои заявления о с о чувствии принципам, лежащим в основе про граммы коммунистической партии, Драйзер подчас не вполне следует им. У него есть еще иллюзии, что теперешнее положение вещей, когда правительство САСШ находится на с о держании (богачей, — есть лишь злоупотребле ния «идеалами Республики». Такую же непоследовательность, шатание мы можем видеть и в отношении Драйзера к церкви. 'Признавая, что активность церкюшвд- ков есть активность контрреволюционная, ©и (временами готов присоединиться к учению Христа, так усиленно пропагандируемому хри- спианско - юоциалистическими организациями. Теодор Драйзер заявил недавно .что на (Пре зидентских выборах он (будет гоолоовать за. .кандидата компартии. Великий американский
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2