Сибирские огни, 1932, № 9-10

Большую услугу оказывает институт желез­ нодорожному транспорту. З а последние годы сибирская железная до­ рога стала все чаще жаловаться на хрупкость рельс во время морозов . В самый разгар зим­ них перевозок рельсы то тут, то там неожи­ данно лопаются. В результате — крушения по­ ездов, экстренный ремонт пути, лишние ва- рраты. Также лапались в о время .морозов и вагонные оси. П о инициативе п роф ессора фи­ зики В. Д. Кузнецова было приступлено к тщательному изучению этого вопроса соеди­ ненным» усилиями Физико-технического ин­ ститута и института металлов. Были затребованы образцы лопнувших рельс и осей. Для придания им необходимой низкой температуры (соответствующей инбирсмим мо­ розам) они помещались в бензин, охлаждае­ мый жидким воздухом, -а затем подвергались сильному удару (разрыву) на копре 'системы Шарта и термической обработке (закалке и отпуску) с последующим охлаждением на воз­ духе. Путем такой новой обработки {закалки .и отпуска) удалось повысить вязкость рель­ совой стали, придать «морозоустойчивость» металлу, предназначаемому для рельс и вагон­ ных осей. Хозяйственное значение такой р а ­ боты очевидно. Одна только сибирская д ор о ­ га, использовав этот метод, « ’экономит не один миллион рублей в год. Ньгнче осенью, на одном из украинских заводов будет присту­ плено к массовой выработке стали по способу ’Сибирского института металла. Интересные и практически важные опыты ведутся и отдельными лабораториями. Так, ла­ боратория (формоизменения (прокатная) р а з ­ рабатывает особый тип опытного прокатного стана, который можно было бы применять в школах Ф ЗУ , техникумах, вггузах и в деле широкой технической пропаганды. Таких пор­ тативных и удобных станов сейчас нигде нет, между тем надобность в (них велика, так как •они дадут возможность с исключительной н а ­ глядностью демонстрировать иерея рабочими и учащимися асе сложные явления процеаса прокатки. Чрезвычайно важную работу ведет электро­ сварочная лаборатория. Применение электро­ сварки в С ою зе , особенно в Сибири, ничтож­ но, между тем этот способ соединения метал­ лических частей крайне выгоден и рациона­ лен. Америка сэкономила на электросварке только за один год полтораста миллионов долларов! Наш завод «Красный Путиловец» экономит на электросварке до двух миллионов рублей в тод. Через несколько лет электро­ сварка совершенно вытеснит клепку, — в Ле­ нинграде уже разработан проект постройки целого Iбольшого корабля без единой заклеп­ ки! Очевидность самой широкой пропаганды этого способа совершенно ясна. Электросва­ рочная лаборатория института металлов и ста­ рается, поэтому, обеспечить в сибирской п р о ­ мышленности самое широкое применение электросварки дам удешевления строительства и ускорения его темпов. По заданию Шахт- строя испытывается л;апример, сварка возду­ хопроводных труб в газовых шахтах. Удач­ ное разрешение этой задачи (а сомневаться в успехе не приходится) поведет к большой эк о ­ номии воздушной энергии и ас усилению мощ­ ности компрессоров. Важно и еще одно начи­ нание института: организация пстояиных кур­ сов электросварщиков, — курсы уже функци­ онируют и спрос на них очень велик. Рядом с этим следует поставить и опытные плавки по изготовлению металлических ин­ струментов не обычным механическим 'спосо­ бом, а литьем (отливко). Всякий режущий ин­ струмент требует обычно для своего изготов­ ления очень сложной обработки: 'болванки стали приковываются или прокатываются «а определенный профиль, затем 'Обжигаются, профиль уточняется резанием, дальше вдет закалка и т. д. Научные работники института решили упростить и удешевить это дело; и з­ готовлять инструмент сразу, отливкой. Опыты удались. Сделанные по новому способу токар­ ные резцы отлично работают, выдерживая соревнование с резцами Златоустовского з а ­ вода. Новый способ ускоряет производство и дает большую выгоду. Одним из следующих крупнейших заданий 'ближайшего будущего явится для института вопрос о прямом получении железа непосред­ ственно из руд, минуя домну. В план второй пятилетки института включены также: усовер­ шенствование доменного процесса и снижение себестоимости чугуна, исследование .новых ти­ пов промышленных печей, проблема выплавчеа ферросплавов из сибирских руд и пр. Тожк. Сентябрь 1д32.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2