Сибирские огни, 1932, № 9-10
книги 11 ! ведшие Антосяка к выступлению против по мещика. Не показана и та работа, которую проделал АнтосЯ:к с «толпой», прежде чем по- , вести ее, как организованную силу, против то го же помещика. Если Безымянный не сумел показать этих причин, то у Молчанова мы не видим и попытки оказать об этом. Автор зна комит нас с героем Василенко на митинге, где он (герой) «короткою речью прорвался». Молчанов и не пытается показать, как возник ло это' новое качество в идеологии Василенко и причины, породившие эти качества, которые заставили Василенко сказать: «Ударный- — ударником поведу, Вступаю в ударники, братцы, И в партию Ленина тоже войду Работать, учиться и драться». Эти прекрасные слова не мотивированы, не подготовлены. Благодаря этому теряется сила и глубина этого выступления. И хотя Молчанов пытается показать результат речи в ответных словах рабочих — «Раз Ваньку... меня примите» (в партию — А. М.), — но этот результат тоже искусственный, натянутый, не правдоподобный, ибо ударники идут в партию не потому только, что их вдохновляет ми тинг, а потому что, участвуя в переделке (жизни, они переделывают и самих себя, о св о бождаются от старого и осознают, что их место — в авангарде рабочего класса, в рядах партии. Этого то и не показал Молчанов. В ином свете показал героя К. Седых. Он показал его в развитии, показал путь, кото рый привел Денисова в ряды лучших ударни ков по организации колхозов, внутреннюю борьбу Дениоова — борьбу нового со старым. И когда Денисова эовут в колхоз, осадок ста рого слышится в ответных словак: «Оно бы не плохо податься в колхоз. Да боязно как то чего то». Или: «Покуда ж ле знаю, за кем, куда, Верней, по какой дороге? Итти ли с тобой в «диктатуру труда», Сидеть ли в своей берлоге». К. Седых показал, как Денисов освобож дался от этой накипи, как он чувствует на своих плечах нависший над Бурятией хлебный прорыв: «Откликнулся первым на призыв газет Денисов в глухом Загане: Сельчанам к ссыппункту проложили след Его нагруженные сани». Н о К. Седых не остановился на показе толь ко этих причин, повлиявших на создание но вого Денисова, он показал, как живой пример ваводских рабочих Москвы повлиял на буду щего героя. Денисов видел, как: «На трудовых позициях третьего года Стояли, не дрогнув, электрик и ткач». И в этой борьбе новое берет верх. Осадок старого смыт у Дениоова новым потоком «сол нечной жизни», стройки, борьбы: «И понял Денисов, что только с тобою, В узлы неразрывные дружбу связав. Не будет мешать он муку с лебедою И солнечной жизни посмотрит в глаза». И этот поворот в себе побудил Денисова сделать поворот и в других единоличных х о зяйствах, чтобы бросить: «К чертям эту темную, вшивую жизнь, Сырые, угарные хаты!». «Ломать надо дикий семейный уклад. Взрывать тишину седую». К. Седых не выдает .речь Денисова за ма гическую силу, способную творить чудеса* чтоб сразу все рванулось вперед: «Давай, мол, в колхоз записывай». Этого не было, но ш ова Денисова не ггреша ли даром: « ..jb добрую почву, не в к ам е н ь , не в лед,. Упали слова Денисова». Седых не сглаживает трудного пути Дени сова, а показывает, как на него не одна «ку лацкая глотка шипела»: «Его, подлеца, надо хряпнуть катом». Автор сумел показать этот путь формирова ния нового человека, путь, полный противо речий, « о неуклонно ведущий в.перед, вот по чему и простые слова Курвера — «Давай Ксенофонта сюда волоки, он орденом награжден!» — реальны н глубоки, и читатель зиает, за что героя Дени сова «Высокой наградой пожаловал ЦИК, высокой отметил честью». Этого то развития, причин, пути, по кото рому шел новый герой — нет у Безымянного и Молчанова, а отсюда и легковесность в по казе побед и ударяической работы, которая сквозит в их произведениях. Ярким примером этой легковесности является поэма Безымян ного. На шахте прорыв, рабочие не организо ваны на его ликвидацию, и вот: «Бригаду собрал Аитосяк с утра. В глазах играют лучики» (?). Автор не показал трудной работы Антося ка в этот критический момент, счет это не нужным, и там, где 'нужно о б этом писать, поставил многоточие. Утверждение, что у Антосяка в этот момент «в глазах играли лучики», — мало чем связа но с Антосяком и нарисовать этот момент бес сильно. Не показав упорной работы Антося ка — бригадира, Безымянный пожинает гото вые плоды: «И вот поползла машина, как танк, К стене, вгрызаясь в голь». «И у г ол ь бежит... (?) План перекрыт. Ударной работой Задушен прорыв». О том, что прорыв в Черембасое был ликвк- • дарован благодаря ударной работе таких, как Антосяк, — это факт, но только не с такой легкостью, с которой Безымянный ликвидиру ет прорывы на страницах своей поэмы. Здесь у Безымянного несомненный прорыв. Читая «Стихи о героях», нельзя не отме тить отрыва этих героев от коллектива. Ге рои-ударники находятся в определенных об щественных отношениях с о средою. Каждый шаг их деятельности связан с деятельностью коллектива, и задача писателя — показать ге ро я в определенной зависимости, в связи с коллективом, как частицу его, ибо понять пси хологию личности можно только при помощи анализа общественных отношений, продуктом которых она является. Здесь не лишне будет сослаться на слова Ленина, в его работе «Эко-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2