Сибирские огни, 1932, № 9-10
армия и власти, мак у вас»... (стр. 64). Бю ро общественного комитета г. Хайлара писало «гражданину начальнику гарнизона»: ...«За время трехиеделыюй стоянки в городе нет ни одного 'обиженного красноармейцем граж данина. Трудно представить хотя бы одну армию самой цивилизованной и культурней шей страны, которая, заняв -неприятельский город, смогла бы не допустить проявления не которых бесчинств и насилия над граждана ми этого города. А Красная армия этих бес чинств, обид и, насилий не допускает и не до пустила до сего времени ни одного». Дальше комитет «выражает свой восторг перед муд рым руководительством командного состава Красной армии и их помощников, выражает свой восторг выдержке, дисциплинированности и. корректности всех красноармейцев» (стр. 51). Все эти выдержки из произведений авторов сборника и документов являются небольшой частью всего того, что имеется в нем (сб ор нике). Значительное пополнение сборника — помещение в нем ряда фотоснимков. Каждый рабочий клуб, каждая сельская из ба-читальня должны у себя иметь экземпляры «На удар — двойным ударом». Отмечая некоторые недочеты сборника со стороны художественного слога и литератур ной техники, писатели нашего края должны взять на себя Определенные обязанности по поднятию значительной части красноармейских писателей на более высшую ступень литера турно-художественного творчества. Но это не все. Нужно выковать из среды бойцов новые писательские кадры, вывести их на широкую дорогу литературного мастерства. Красноар мейская тематика в советской литературе дол- 5кма занять более почетное место, чем она з а нимает сейчас. И это нужно проделать бы стрее. События иа КВЖД, нашедшие свое яр кое отражение в двух сборниках ЗапСибЛО- КАФ’а, являются первой разведкой наглеющих интервентов, ждущих нового удобного случая для нападения на СССР. Наша политика — по литика мира. Н о это не значит, что мы можем безнаказанно позволить интервентам Востока или Запада вторгнуться на нашу территорию, подорвать социалистическое строительство. Краоная армия, руководимая партией и ее Ленинским ЦК, крепнет с каждым днем. Эту мощь нужно ежечасно усиливать. Художе ственное с л о в о является одним из орудий уси ления ббеспособности Красной армии и про паганды о ней среди трудящихся СССР. П о этому нашим сегодняшним боевым лозунгом, и вместе с тем, грозным предостережением ин тервентам должны звучать слова Ал. Помор ского, одного из авторов сборника «Н а удар— двойным ударом» (стр. 157): ^ «...Идет страна походкою машинной, Гремят стальные четкие станки. Но если надо, выставим щетиной Бывалые, упрямые штыки». М. Комолов. *% СТИХИ О ГЕРОЯХ « С т и х и о г е р о я х » — сборник. Иркутск. Востсибкрайогиз. 1932. Показ героев социалистической стройки в художественной литературе — ведущая тема советской литературы. Тема, продиктованная действительностью переделки мира на новых социалистических началах и, в первую очередь,, переделки самого человека. Показ героев этой переделки, а в связи с этим выработка новых творческих проблем — серьезная и неотлож ная задача, стоящая перед советским писате лем. Практика показа героя-ударника в худо- ж/ественной литературе подтвердила всю слож ность этой работы, требующей от писателя (основательной теоретической подготовки и, в первую очередь, овладения марксистско-ле нинской теорией познания, при помощи кото рой только возможно правильное осмыслива ние нового героя — строителя социализма. Н а практике же, вместо показа процесса форми рования новых качеств в психологии героя, ударника и вскрытия социальных причин, по родивших эти качества, — нередко преподно сятся биографические схемы, подача голых фактов, сшибание, верхушек. И немудрено, что лучший герой социалистического труда из под пера Такого писателя выходит безжизненной ходячей статуей, с магической речью, делаю щей «великие чудеса». О том, что писатели работают над этой ве дущей темой советской литературы — дока зывает ряд имеющихся .художественных п ро изведений, содержание литературно-художест венных журналов, критических статей, говоря щих, что герой занимает свое место в худо жественной литературе. И это, несомненно,, большой росг на фронте советской литерату ры. И примером этого роста может быть не давно выпущенный Восточно-Сибирским Край- ОГИЗом сборник стихов под названием «Сти хи о героях». В сборник вошли: «Иван Ато- сяк» — Безымянного, «Крутой под’ем» — И. Молчанова и «Герой» — К. Седьгх. Три ге роя — Антосяк, Василенко и Денисов — за лучшую работу награждены орденом Ленина. Показать их в художественной литературе, показать их трудный, но неотступный путь к победам, научить на лучших образцах р аб о чих Восточно-Сибирского края как надо брать произвдственные высоты — вот задача этого сборника. Как справились авторы с этой задачей? Первой особенностью, бросающейся в гла за, является статичность героев, отсутствие показа причин, приведших к героизму. Ведь * каждый из этих героев, прежде чем стать им, имел определенное социальное воздействие, влияющее на формирование его новых ка честв, а это формирование новых качеств, в свою очередь, вступало в борьбу с остатками старого у нынешнего героя. Попытка Безы мянного показать эти причины, свелась к по даче биографических данных или конечных результатов, вершин этого формирования, в виде: «Было это весной. В . пятом году. Нет земли! Иссякло терпенье! ...И повел толпу Иван Антосяк В помещичье именье». Или: «Восемнадцатый год. Тревожное время. Утро*' в забое, вечером в стремя. А вот портрет Антосяка: «В шахтерском отряде Иван Антосяк. Алая лснтг, серая кепка К поясу бомбы прицеплены крепко». Ясно, что такая схема, схватывание го лых фактов — бессильны показать читателю яркий портрет героя, глубокие причины, при-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2