Сибирские огни, 1932, № 9-10

гературное движение широких масс рабочих и учащихся заставши нас ближе присмо­ треться к работе наших кружков. Для этой цели была создана бригада из трех человек для проверти кружюовой работы. Бригада п ро ­ верила работу литкружков при техникумах. Результаты оказались неутешительными. Кру­ жки-то мы организовали, а руководителей своих не дали и, по совести сказать, редко туда заглядывали. Поэтому ясно, кружки су­ ществуют только на бумаге, никакой учебной и творческой работы не ведут. Т в е р д о р е- ш и ли п р и к р е л и т ь к к а ж д о м у к р у- ж к у п о о д н о м у т о в а р и щ у и з лит- г р у л л ы, к о т о р ы е д о л ж «ы бы ть о т- в е т ет в е н и ы з а р а б о т у в к р у ж к а х . На последнем собрании литгруппы обсуди­ ли вопрос о подготовке к 15 годовщине Ок­ тябрьской революции. Подготовку решили нести по двум направлениям: творческая (лит- продукция, посвященная Октябрьской годов­ щине, успехам социалистического строительст­ ва, показу конкретных героев и т. д.) и по ли­ нии организационно-массовой работы (орга­ низация вечеров, выступление на вечерах со своей продукцией и т. д.). Для руководства из­ брали 'Октябрьскую комиссию. Проработали статью П. Асеева («Кто может быть членом сою за писателей»), которая выз­ вала отживленные прения. На этом же собрании т. Афанасьев читал свой .первый очерк о Текстильетрое («Мастер Сенькин»). В очерке автор пытался показать молодого мастера-комсомольца, его перерож­ дение на стройке, перерождение всей его ‘бри­ гады бетонщиков. Выступающие в прениях то­ варищи указали автору на целый ряд литера­ турно-художественных недочетов очерка. Теперь о юбилее Горького. Юбилей Алек­ сея Максимовича мы праздновали широко. В кино перед демонстрацией картины «Каин и Артем» член нашей литлруппы т. Егоров выс­ тупил с ” речью о творческой и обществанно- гголшмчаской деятельности писателя. Артис­ ты театра прочли «Песнь кТ соколе», «Песнь о буревестнике», «Ленин о Горьком». Подгото­ вили вечер А. М. Горького, который прове­ ден Й5-1ГО октября. Следует еще оказать, что с газетой у нас установлена большая дружба. Газета обеща­ ет давать место для нашей продукции, обеща­ ет дать литстрэницу. Поэтому все зависит от нас самих, от нашей творческой активности, от качества нашей продукции. В ближайшее вре­ мя выпускаем первую страницу. Берем курс на активную творческую работу. Барнаульцы бу­ дут^писать!.. * Привет! Афанасьев. г. Барнаул. ТВОРЧЕСКИЙ РОСТ , «Чемодан» в театре Юных Зрителей. (Новая постановка ТЮ^А) Автор пьесы «Чемодан Клауса Хильснера» В. Курдюмов поставил задачу познакомить юного зрителя с условиями борьбы и самой борьбой рабочих в Германии, а вместе с тем и показать роль детей в этой борьбе. Этого в полной мере и на высоком идейном уровне содержания пьесы ему не удалось сделать. Борьба германского пролетариата имеет такие яркие, насыщенные боевым содержанием мо­ менты, которые были бы более благодарным и ценным материалом для пьесы детского те­ атра. Н о и то, что дано в пьесе «Чемодан» не должно быть -отвергнуто, но необходимо сде­ лать автору упрек в том, что активная роль и революционное существо* работы коммуни­ стов не вскрыто. Они играют как бы служеб­ ную роль в ходе пьесы, их образы бледны, не- запоминаемы. Неслучайно таким образом то, что центр тяжести в ряде мест пьесы в значи­ тельной мере переносится непосредственно на чемодан Клауса Хильснера, оставляя в тени, на заднем плане и самого Клауса, и его то- варищей-коммунистов и то, за что они б о ­ рются. Центральная, ведущая идея пьесы не показана, ее не получилось. Остаются отдель­ ные интересные и ценные моменты, хотя и не всегда. свободные от схематизма, но все же дающие понятия о б условиях борьбы ра&о- чих. Постановка пьесы сделана режиссером Го- лозанской с формальной стороны безупречно, хотя можно было, не насилуя текста пьесы, то что в ней затенено (существо партийной работы коммунистов) показать более ярко, глубоко, продумав до конца принципиальную трактовку ролен пьесы, особенно коммуни­ стов. Это пытались самостоятельно вделать исполнители ролей коммунистов артисты Ми­ хайлов (Клаус Хильснер), Высоцкая (Заид), но даже Михайлову, несмотря на его актерскую культуру и технику, не удалось преодолеть не­ достатков автора пьесы в обрисовке коммуни­ стов. Ярко, запоминаемо, правдиво вели игру Булгакова (Эльза) и Васильев (Ваксмут). В о если у первой непосредственность исполнения и отделка роли занимают основное в игре, то у второго непосредственность исполнения сни­ жается отдельными техническими недоделка­ ми. Проникновение в существо роли, вскрытие до конца образа — основное требование, прад'являемое артисту. Значение этого требо­ вания особенно становится показательным, к о ­ гда ар т. Лавровский роль Траленберга — ди­ ректор завода, яркий тип капиталиста, веду­ щего борьбу с коммунистами, — излишней манерностью, надуманностью -свел к роли ме­ лодраматического злодея, брюзжащего стари­ кашки, а арт. Янкевич в эпизодической роли жены 'социал-демократа сумела дать тип пош­ лой, жадной мещанки-обывательницы, отнюдь не впадая в утрировку, опасность которой « этой роли очень значительна, если пренебречь художественной правдивостью. Х орош о провела. роль пионера Фраицеля— арт. Агаронова, подчеркнув развитие его классового самосознания и его энтузиазм, на­ стойчивость, сделав Фраицеля одной из цен­ тральных фигур спектакля. Умело противопо­ ставляя Фраицелю и тем самым более ' ярко оттеняя отрицательные черты -сына социал- фашиста, удачно играла роль Эриха только что окончившая студию арт. Курышкина. Ага­ ронова и Курышкина не забывают, что они играют для юного зрителя. Арт. Иванов, х о ­ рошо себя зарекомендовавший по предыду­ щим пьесам, на этот ра з большую и сложную роль социал-фашиста Букопора вел неров­ но —• отдельные места продуманы, ярки, дру­ гие слабы, хотя и не представля_;от для Ива­ нова больших трудностей, чтобы сделать их

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2