Сибирские огни, 1932, № 9-10
лы. И, что .вцолве понятно для мальчика его лет, -• после всего этого, после невероятного ДЛЯ, ИаПОЛНеННОГО ОГНеМ, КРОВЬЮ И ВЫСОКИМ напряжением, после дня, когда переломилась вся прежняя Кешкина жизнь — на рассвете, когда затихает бой — Кешку охватывает р а з ряжающий, нервный плач. Кешка плачет. Кешка плачет, а Тверской негодует. Что такое? Почему такой невыдержанный, тачой не железобетонный мальчик? Отчего он пла чет? здесь Тверской делает загадочное ли цо). А! Понятно! Теперь все понятно! Этот самый мальчик Кешка плачет—потому, что он не мальчик и не Кешка, а никто иной, как кантианец. Носитель и проводник категориче ского императива. А то и оборонец, неровен час. И плачет он, кантианец Кешка потому, что нарушены вечные законы морали и пра ща,.. Увы! Это — не преувеличение... Читайте И. Тверского, стр. 138, строка 20 и ниже. Совершенным непониманием худажесгвежш- го слова звучит утверждение Тверского, каса ющееся рассказа «Бабья печаль». Никак нель зя понять, что хочет автор статьи от Парунь- к л, которая естественно опечалена своей бере менностью от неизвестного ей чеха и в то же •время .чувствует нарастающий комплекс ма теринских чувств. Гольдберг 'Сумел с большой проникновенностью показать переживания Па ру ньки. Он сумел показать, что в Паруньке нарождается не только материнский инстинкт, но начинает пробуждаться -и классовый ин стинкт. Печаль Паруньии, этим и обусловлена. Утверждение Тверского о том, что -«автор охвачен эротическим бредом» и что «эротика занимает в произведениях Гольдберга (главен ствующее место — придется оставить исклю чительно на совести автора статьи. Это утвер ждение является столь необоснованньш, что трудно подыскать к нему 'соответствующую аргументацию. Необходимо заметить, что Гольдберг редко пользуется обнаженно-нату ралистическим методом для показа явлений и, как всякий большой художник, умеет выби рать средства и экономить их. В частности, в рассказе «Цветы на снегу» эпизод самопо жертвования Наташи, отдавшейся офицеру, дабы 'получить план карательной экспедиции— этот эпизод автором завуалирован и звучит совсем не эротически. Или далее. Тверской бросает в лицо советскому «писателю обвинение в определенных и недвусмысленных симпатиях к сибирской контрреволюции. Эти иимпатни якобы выразились в рассказе «Путь, не отмеченный на карте». Рассказ, до сих пор понимавшийся как художественный показ ’об реченности колчаковщины, неизбежности ее гибели — наверное, поэтому он и был рек о мендован в красноармейские библиотеки и вы держал три издания — этот рассказ отныне бойким критикам об'явлен пламенным пане гириком колчаковщине. Гольдбергам в этом рассказе допущены ошибки. В нем, действительно, можно просле дить попытки писателя распространить) «за кон тайги» « а социальную тематику — ио от всего этого очень далеко до контр-револю ции. Гольдбергу можно было бы порекомен довать в то время, когда писались рассказы сборника «Тайга в опне» (1926-1927) (вдумчи вое изучение движущих сил революции, неко торые главы политграмоты даже — но наве шивать на писателя всех возможных собак, истреблять писателя, так 'сказать, на корню — могут только критика типа Тверского. Такие статьи как— «Чужой огонь» являются в результате невнимательного подхода к пи сателю, в результате применения к писателю головокружительного лозунга — «Союзник или враг». Статья Тверского — 'ошеломляю ще неверная статья, совершенно дезорганизу ющая писателя, дезорганизующая широкие пи сательские массы. Ведь вы вдумайтесь только в тот букет эпитетов, которым наградил бодрый критик писателя И. Гольдберга: — Мещанин. — Пошляк. — Проводник реакционной теории В оров ского. — Эротоман. — Идеалист. —• Обыватель, принадлежащий к обыва тельскому болоту. — Кантианец, проповедующий кантовский категорический императив. —- Чудовищный клеветник. И в конце концов: «Реакционность этой книга не внушает ни каких сомнений. Перед' нами книга, написан ная с классово-враждебных позиций... Огонь, который пытался И. Гольдберг зажечь в своей книге — это чужой огонь. Его потушили р а бочие и крестьяне Сибири, когда они разбили Колчака и 'изгнали чехо-словаков». Сиречь — И. Гольдберг — колчаковец, и че- хо-словак. «Что и требовалось доказать!». И это пишется о писателе, имеющем за с о бой многолетний, своеобразный и глубокий творческий путь, о писателе, честно и серьез но работающем в последнее время над пере стройкой своего творческого метода, над о р ганическим преодолением прошлых своих ошибок! Если бы критик из «Локафа» более честно и вдумчиво просмотрел творчество писателя в последние годы, он нашел бы тому яркое д о казательство. Н о все дело в том, что мы очень ленивы и невнимательны, и подчас не имеем достаточного представления о писателе, кото рого наспех подвергаем драконическому р а стерзанию. Гораздо проще — надергать случайных ци тат, показать свою ученость («к а т е г о р и - ч е с к и й и м п е р а т и в » ) , свою выдержан ность, свою железобетонность, сдобрить все это площадной руганью и парой фокусниче ских маневров и ©сем этим вместе взятым истребить писателя. И это называлось (в неко торых кругах и не так давно) — критикой! С такой критикой не спарят. З а нее бьют по рукам. * * БАРНАУЛЬЦЫ БУДУТ ПИСАТЬ ..Получили и проработали ваше последнее письмо. Из письма видно, что Оргкомитет чут к о и внимательно относится к местам. Это больше всего радует и вселяет бодрость. Указания Оргкомитета о необходимости повседневной заботы о литкружках, о скоаа- чкванин литературных сил, о (вовлечении в ли-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2