Сибирские огни, 1932, № 9-10
Дневник „Сибирских Огней" Вредный рецидив, со Барнаульиы будут писать — А. Афанасьев. со Творческий рост. — А. Латгалов. со Хроника. ВРЕДНЫЙ РЕЦИДИВ. „В пещерах жив драконов древний род" (В. Гете, Миньона). В ПЕЩ ЕРАХ жив -лражйк® древний род. Еще не так дащмо эти милые су щества (развились на воле, на лугах изящной словесности, где они, под именем критиков испускали дым, огонь, цита ты, устраивали драгонады, облавы, правлм; изыскивали беллетристов, не снабженных удо стоверениями союзюиеов, и, пожирали тако вых. Веселое, живое было время для драасо^ нов. Потом насцуитили черные драконьи дни: появилась резолюция ЦК о художественной литературе. Угрюмо ворча и неохотно приз навая ошибки, драконы уползли в пещеры. Но в пещерах еще жив драконов древний род. И (иногда из пещер они высовываются на све жий воздух, норовя куснуть какого-либо тру долюбивого, во не очень драчливого белле триста. Так произошла драконическая вылазка не коего И. Тверского в № 6 журнала «Локаф» за 1Й32 г. И. Тверской взялся за Ис. Гольд берга, 1то поводу ' 'сборника его рассказов «Тайга в огне». Гольдберг. —• писатель, работающий давно, работающий серьезно и вдумчиво. Его своеоб разный, далеко не лишенный серьезных оши бок в методе и мировоззрении, но вместе с там чрезвычайно поучительный путь, заслу1 живает внимания критика. Было бы весьма интересно р а с с м о т р е т ь и и ip о а я а ли - з и р о в а т ь , творчество Гольдберга на всем его сложном и трудном пути к пролетариа ту, строящему социализм. Выло бы целесо образно у к а з а т ь Гояьдбергу на его ошиб ки, на .рецидивы его былого мировоззрения в новых вещах, (рёдицивы, затрудняющие пере стройку. Но, к сожалению, никакого а н а л и - з а, никакого р a ic с и о т р е н и я и ника кого у к а з а н и я в статье Тверского .нет. Рассмотрение в этой статье заменено рас стрелянием, анализ — какими-то смутными ци татными маневрами, а указания — криками: «ату его». Мы (не беремся в своей заметке рассмот реть творчество И. Гольдберга. Это — задача отдельной большой статьи, которую, как мы надеемся, «Сибирские Огни» » сное время да дут. Сейчас же мы беремся за более узкую тему: запечатлеть для «Дневника «Сибирских Огней» вредный рецидив, когда-то 'распростра ненной, а теперь уже помаленьку заоываемок критической драгонады. И. Тверской — клас сический пример такого рецидива. В самом деле: как берется судить о писате ле, о его мировоззрении, о его творческом методе критик И. Тверской? Он берется судить о творческом методе по одному из рассказов рецензируемого сборни ка «Круг». Почему выпал выбор на этот имен но рассказ -г- неизвестно. Рассказ во всем творчестве Гольдберга занимает скромное ме сто и только исключит ейиная интуиция Твер ского позволила ему, иа основе галопирующе го анализа — « у ж е с достаточной ясностью судить о методе...». Особенно мило звучит это .скорострельно-критическое «уж е » . Х раб рый критик сразу понял, что в об р азе старика Верхотурова сосредоточена вся « п о ш л о в а т а я и м е щ а н е к а я ф и л о с о ф и я» и поэтому не счел нужным утруждать (себя дли тельным изучением писателя. Отныне совсем незначительный старик —• притоносодержа тель Верхотуров возведен Тверским в высо кий р'анг «вечного образа», в носителя всех мировоззренческих и творческих устремлений сибирского писателя И. Гольдберга. Если бы не утверждение Тверского, то на Вер>стурове можно было бы не останавли ваться. но обстоятельства диктуют, чтобы х о тя иа одном из примеров показать Тверскому всю гиперболическую несуразность его писа нин Тверской полагает, что «идея этого расска за заключается в том, что социальное лишь ■привесок к человеку...», что «есть «круг» та ких отношений, которые управляют челове ком. И этот «круг» непоколебим, никакие со циальные факторы не могут его изменить, ибо железные законы биологии диктуют эти отно шения человеку». Чтобы удобнее присобачить этот тезис к подсудимому, то бишь, к крити куемому писателю, И. Тверской, утверждает, что «в рассказе автор показывает бесклассо вого человека» и что, следовательно, автор есть гнусный вороищик. А так как все это д о казать очень трудно, то уважаемый критик прибегает к этакой, как бы повежливее (ска зать, ловкости рук. (И, (пересказывая содер жание рассказа, умалчивает о его конце. В, пересказе И. Тверского (содержание р а с сказа «Круг» заучит так: хозяин постоялого двора Верхотуров, за несколько месяцев до гибели Колчака, снабжает бесплатно фаль шивым паспортом подпольтик а-коммудаста Маркелычева. После того, как Колчак был
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2