Сибирские огни, 1932, № 9-10

В медицинской терминологии :мы .не очень сведущи, но все-таки сомневаемся: неужели «’крестьянин-колхоаник, оправленный мышья­ ком» это и есть «клиническая картина болез­ ни»?. Читаем дальше: «Что касается формальной (стороны, то здесь дело обстоит, по моему мнению, благо­ получно: гамма диссонирующих рифм, пере­ межающихся ic чистыми мужскими и женски­ ми рифмами». До чего же мудрено, до чего же учено! А вот от этого пристрастия к мудреному чаще всего и случается такая бада: автор хочет, чтоб вышло страшно, а получается смешно. Не спасает и «гамма диссонирующих рифм», даже и «перемежающихся с чистыми». Еще раз повторяем: мы не против «науч­ ной поэзии», вообще. Мы 'против и г ры в у ч е н о с т ь , против «замудрячиваяия» вещей простых и понятных. Н о самое главное, о чем говорит письмо,- это слабая общая • грамотность нашего неу­ дачного последователя Рэнэ Гиля. А кто не умеет точно и ясно излагать свои мысли, тот, конечно, не напишет более или менее дельно­ го стихотворения. Вот такой учебой, повыше­ нием своей культурности и следует заняться в первую очередь автору «Полиневрита». И, ко­ нечно, серьезно подумать о 'расширении общ е­ ственно-политического кругозора. Потому что явно узок этот кругозор у автора, который, во-первых, с пеной у рта доказывает такую «новую» мысль, что кулак «все еще» социаль­ но-опасен, а, во-вторых, всю социальную опас­ ность кулака видит в том, что тот протрав­ ленным зерном торгует. «ПОСТАРАЮСЬ ПОКАЗАТЬ СЕБЯ» Наш корреспондент т. Жезлов написал сти­ хотворение «Эпитафия». Там рассказано как молодой талантливый поэт, поклонник Есени­ на («Эх, Есенин то как манил!»), спился и умер. История довйльно стандартная. Н о лю­ бопытна творческая практика этого поэта. Е с­ ли верить автору, этот забулдыга, дни и но­ чи про(водивший в кабаках, писал стихи о с о ­ циалистической 'стройке: «Пили, пели, кого то дубася, («Пьянка-сутки, чем заменю!»). И стихи об Урало-Куэбассе Ты записывал на мейю». ...«в блевотине губы пухлые О героях шепчут страны». Стихи будто бы получались хорошие. «Та­ лантом — и «решшм ухало», их нередко пе­ чатал «Прожектор». Попробуем на минуту поверить в существо­ вание подобного поэта. Возможно, конечно, что не бездарный, но наоквозь нробогемив; игийоя юноша, не желая ограничивать размах своих кутежей из^за недостатка «презренного металла» учтет повышенный спрос на произве­ дения с индустриальной тематикой и натишет соответствующие стихи. Возможно также, что стихи эти будут напечатаны — не в «Прожек­ торе», конечно, а в каком-нибудь захудалом журнальчике или в провинциальной газете. Но возможно ли, чтобы эти стихи хоть сколько- нибудь правильно передачи столь ^уждый по- эту-богемцу дух нашей стройки, столь чуж­ дую ему психологию героев социалистического труда? Конечно,- нет. В этих стихах могут быть (звонкие рифмы, бойкий ритм, но по сво­ ему содержанию они неизбежно будут х о ­ дульны, фальшивы, напыщены и, следова­ тельно, никому не нужны. Некий заборный поэт Сашка Веселый из Бийока решил, что ему пора продвигаться в «большую» литературу и прислал нам свои досужие упражнения, весьма отвратные и уж никак не веселые. 'Его философия несложна: ' «Пьянство, разврат и веселье Есть в жизни утеха одна». Его заветы также не оригинальны: «Пей, как кобыла дует!». Его лирика однообразна и мало вразуми­ тельна: «И ты смотришь, что может случиться? На глазах у тебя надо мной? Но напрасно ты этим резвишься!.. Все равно не предскажешь всех тайн ты собой! В о мне тайны не знают загадки. А ме то, чтоб тебе предсказать! Когда сам я родился с судьбою, С тем, чтоб в жизни глаза увидать!». Мы умолчали бы об этом «рожденном с судьбою» сочинителе. — мало ли у «ас гтжаб- ниччющих стихоплетов и кому о.ни интерес­ ны? В о нам кажется весьма знаменательным одно место из письма Веселого: «Я бы очень желал, если б вы смело брали выдержки из этих стихов и печатали в ре­ дактируемом вами журнале «Сибирские Ог­ ни», бич4В меня как автора в уладочниче- стве или еще в чем-нибудь, но и в то же время отметьте во мне положительную сто­ рону. После этого, если я узнаю, что я, Саш­ ка Веселый, печатался в журнале Сибирских Огней, то я вам даю свое честное слово, что я вам пошлю целые тысячи своих различ­ ных произведений и буду стараться пока­ зать себя с современной точки зрения». Вы понимаете? Сейчас он царапает порно­ графические стишенки. Но если хотите, он го­ тов мигам «перестроиться» и строчить поэмы о колхозах и домнах, об ударниках и пяти­ летке. Нет,' гражданин Веселый! Оставьте при себе ваши «целые тысячи произведений». Нам не нужны заборные поэты. Но нам не нужны и приспособленцы, поэтики-«чего изволите», мо­ ментально перекрашивающиеся в соответствии с моментом. Другое дело, если человек захо­ чет по-настоящему перестроиться, переделать­ ся, сблизиться с современностью, а не только «постараться показать себя». Другое дело ес­ ли он, распрощавшись с кабацкими утехами, всеоьез постарается включиться в процесс со ­ циалистической стройки. Тогда есть еще надежда, что он когда-ни­ будь, после долгой и упорной работы над пе­ ределкой своего мировоззрения, даст ценные произведения на темы нашего строительства. Х орош о писать можно только о том, что са­ мим автором глубоко продумано и прочувство­ вано, о том, что его самого волнует. Иначе ничего, кроме бледных, фальшивых строк у пето не получится.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2