Сибирские огни, 1932, № 9-10
В медицинской терминологии :мы .не очень сведущи, но все-таки сомневаемся: неужели «’крестьянин-колхоаник, оправленный мышья ком» это и есть «клиническая картина болез ни»?. Читаем дальше: «Что касается формальной (стороны, то здесь дело обстоит, по моему мнению, благо получно: гамма диссонирующих рифм, пере межающихся ic чистыми мужскими и женски ми рифмами». До чего же мудрено, до чего же учено! А вот от этого пристрастия к мудреному чаще всего и случается такая бада: автор хочет, чтоб вышло страшно, а получается смешно. Не спасает и «гамма диссонирующих рифм», даже и «перемежающихся с чистыми». Еще раз повторяем: мы не против «науч ной поэзии», вообще. Мы 'против и г ры в у ч е н о с т ь , против «замудрячиваяия» вещей простых и понятных. Н о самое главное, о чем говорит письмо,- это слабая общая • грамотность нашего неу дачного последователя Рэнэ Гиля. А кто не умеет точно и ясно излагать свои мысли, тот, конечно, не напишет более или менее дельно го стихотворения. Вот такой учебой, повыше нием своей культурности и следует заняться в первую очередь автору «Полиневрита». И, ко нечно, серьезно подумать о 'расширении общ е ственно-политического кругозора. Потому что явно узок этот кругозор у автора, который, во-первых, с пеной у рта доказывает такую «новую» мысль, что кулак «все еще» социаль но-опасен, а, во-вторых, всю социальную опас ность кулака видит в том, что тот протрав ленным зерном торгует. «ПОСТАРАЮСЬ ПОКАЗАТЬ СЕБЯ» Наш корреспондент т. Жезлов написал сти хотворение «Эпитафия». Там рассказано как молодой талантливый поэт, поклонник Есени на («Эх, Есенин то как манил!»), спился и умер. История довйльно стандартная. Н о лю бопытна творческая практика этого поэта. Е с ли верить автору, этот забулдыга, дни и но чи про(водивший в кабаках, писал стихи о с о циалистической 'стройке: «Пили, пели, кого то дубася, («Пьянка-сутки, чем заменю!»). И стихи об Урало-Куэбассе Ты записывал на мейю». ...«в блевотине губы пухлые О героях шепчут страны». Стихи будто бы получались хорошие. «Та лантом — и «решшм ухало», их нередко пе чатал «Прожектор». Попробуем на минуту поверить в существо вание подобного поэта. Возможно, конечно, что не бездарный, но наоквозь нробогемив; игийоя юноша, не желая ограничивать размах своих кутежей из^за недостатка «презренного металла» учтет повышенный спрос на произве дения с индустриальной тематикой и натишет соответствующие стихи. Возможно также, что стихи эти будут напечатаны — не в «Прожек торе», конечно, а в каком-нибудь захудалом журнальчике или в провинциальной газете. Но возможно ли, чтобы эти стихи хоть сколько- нибудь правильно передачи столь ^уждый по- эту-богемцу дух нашей стройки, столь чуж дую ему психологию героев социалистического труда? Конечно,- нет. В этих стихах могут быть (звонкие рифмы, бойкий ритм, но по сво ему содержанию они неизбежно будут х о дульны, фальшивы, напыщены и, следова тельно, никому не нужны. Некий заборный поэт Сашка Веселый из Бийока решил, что ему пора продвигаться в «большую» литературу и прислал нам свои досужие упражнения, весьма отвратные и уж никак не веселые. 'Его философия несложна: ' «Пьянство, разврат и веселье Есть в жизни утеха одна». Его заветы также не оригинальны: «Пей, как кобыла дует!». Его лирика однообразна и мало вразуми тельна: «И ты смотришь, что может случиться? На глазах у тебя надо мной? Но напрасно ты этим резвишься!.. Все равно не предскажешь всех тайн ты собой! В о мне тайны не знают загадки. А ме то, чтоб тебе предсказать! Когда сам я родился с судьбою, С тем, чтоб в жизни глаза увидать!». Мы умолчали бы об этом «рожденном с судьбою» сочинителе. — мало ли у «ас гтжаб- ниччющих стихоплетов и кому о.ни интерес ны? В о нам кажется весьма знаменательным одно место из письма Веселого: «Я бы очень желал, если б вы смело брали выдержки из этих стихов и печатали в ре дактируемом вами журнале «Сибирские Ог ни», бич4В меня как автора в уладочниче- стве или еще в чем-нибудь, но и в то же время отметьте во мне положительную сто рону. После этого, если я узнаю, что я, Саш ка Веселый, печатался в журнале Сибирских Огней, то я вам даю свое честное слово, что я вам пошлю целые тысячи своих различ ных произведений и буду стараться пока зать себя с современной точки зрения». Вы понимаете? Сейчас он царапает порно графические стишенки. Но если хотите, он го тов мигам «перестроиться» и строчить поэмы о колхозах и домнах, об ударниках и пяти летке. Нет,' гражданин Веселый! Оставьте при себе ваши «целые тысячи произведений». Нам не нужны заборные поэты. Но нам не нужны и приспособленцы, поэтики-«чего изволите», мо ментально перекрашивающиеся в соответствии с моментом. Другое дело, если человек захо чет по-настоящему перестроиться, переделать ся, сблизиться с современностью, а не только «постараться показать себя». Другое дело ес ли он, распрощавшись с кабацкими утехами, всеоьез постарается включиться в процесс со циалистической стройки. Тогда есть еще надежда, что он когда-ни будь, после долгой и упорной работы над пе ределкой своего мировоззрения, даст ценные произведения на темы нашего строительства. Х орош о писать можно только о том, что са мим автором глубоко продумано и прочувство вано, о том, что его самого волнует. Иначе ничего, кроме бледных, фальшивых строк у пето не получится.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2