Сибирские огни, 1932, № 9-10
Письма к авторам Размышления о вреде мышьяка со Постараюсь показать себя оо РАЗМЫШЛЕНИЯ О ВРЕДЕ МЫШЬЯКА. С НЕЗАПАМЯТНЫХ времен существовали сторонники так называемой «научной поэзии». Еще древиие индусы и 'арабы составляли стихотворные арифм етические за дачники и зарифмовывали правила извлече ния 'К в ад р а т н о г о корня. Через много сотен лет после арабов, известный поэт Ломоносов писал «Письмо о пользе стекла», восхищаясь тайна ми, которые «являют нам» стекла телескопов и микроскопов. Француз Рэнэ Гиль создавал стою теорию научной поэзии. И совсем уже близко iK нашим дням — Н. М орозов берет эпиграфом к своему стихотворению .'следую щие строки: «Нефть — метаморфоэированные остатки первобытных животных и растений». Поэт, подробно изложив в стихотворении те орию происхождения нефти, задается вопро сом: что 'будет с нашими телами после смер ти? «Дадим ли нефть и мы?». И высказывает желание, чтоб его бренные останки тоже (Пре вратились в нефть, подобно останкам перво бытных папоротников и (ихтиозавров. Конечно, нет ничего зазорного в том, что поэтов интересуют такие темы как «Радий», «Спектроскоп», «Парадоюсехимия» (Б. Гуре вич), «Ящерицы», «Танец магнитной иглы» (М. Зенкевич), «ли что им хочется, превратив шись в нефть, погреться в топке локомотива какого-нибудь международного экчрресса. Это неплохо. Мы даже готовы итти дальше и опросить: почему нельзя в звучных, динамич ных стихах дать описание этиологии и тече ния—ну, скажем, — хронического насморка? Если при этом указать способы лечения, то польза, приносимая подобным родом поэзии, станет, нам кажется, весьма очевидной. Попытки изложить ямбам или хореем стра ничку «Учебника космографии» или «Курса кожных болезней» делаются многими, от приз нанных мастеров, вроде В. Брюсова и М. Зен кевича до еще не известных, но оригинальных «второе, присылающих порою свои «опыты» в наш журнал. Разница между этими двумя разрядами поэтов в том, что если у первых есть какое-либо оформившееся мировоззрение, выражаемое в стихах, то у вторых — только «гамма диссонирующих рифм». И если М. Зен кевич, в таких, например, строках: «И красные карбункулы вспухали И лопались и в черное жерло Копили шой, как жидкое стекло, И, щелями зияя, присыхали», — силой своего мастерства заставляет порой за-' быть, что нарисованная им картина, в сущ ности говоря, немножко отвратительна, — то вторые попросту записывают, правдиво и бес хитростно: «Вмиг зеленая полезла рвота»... Все вышеизложенные рассуждения и лите ратурные справки — только «присказка», «Сказка» заключается в том, что один из сту дентов Омского мединститута прислал нам стихотворение под многообещающим назва нием «Полиневрит». В сопроводительном пись ме он пишет: «Посылая свое статэтворение «Полиневрит», я надеюсь на какой-нибудь (!) результат. Две версии: напечатание или... редакторская к ор зина». Автору нельзя отказать в знании формаль ной логики: или — или... Н о все же он не угадал: стихотворение не попало ни в журнал, ни в корзину. Мы сохранили его, как пример неумелого обращения со словом, что, в сое динении с претензией на ученость и глубоко- мысленио'сть, выглядит весьма комически. . А собы тия описываются далеко не комиче ские. Колхозник покупает на базаре пшеницу: «Он покупку скрутил в комок (!) Положил на сани и тронулся. И было совсем в яедомек (!) Ч т о д е ш е в о , т о н е д о б р о с о в е - с т н о». Колхозника с с немевшим языком везут в больницу. «Лишь больница больным рада {?!) Койку живо нашла она. Врач сказал: мышьяком отрава От протравленного зерна». Дальнейшая судьба колхозника, привезенно го в эту кровожадную больницу, остается не известной. «Ну, а вывод?» — спросит читатель. «Где же вывод из этой истории, описанной со столь ужасающими подробностями?». Есть и вывод. Пожалуйста, вот он: «Бесчеловечность отдельных лиц, Как последняя ни будь ужасна (I) Сделалась поставщиком больниц Так неприкрыто и ясно. Я хочу, чтоб всем было гласно: Вот из хроники вырванный факт: Социально-опасным Все еще (!) является кулак». Надеясь выяснить, что побудило будуще го врача написать это жуткое стихотворение: плохо сданный зачет, бессонница, разочаро вание в медицине или еще что-нибудь, __ мы обратились к 'Сопроводительному письму. Там мы прочли следующее: «Посылаемое стихотворение, являясь акту ально-кричащим, заостряющим классовую борьбу, в наиболее ее скрытой 'форме: зло стный несдатчик семян, предназначенных для посева и выступающий на рынке в качестве продавца. Такова на первый взгляд основная идея стихотворения». Какова эта идея на второй взгляд, мы так и не узнали. «В качестве иллюстрации приводится факт, вырванный из хроники дня. «История одной болезни». Клиническая картина болезни: кре- стьянин-колхозяик, отравленный мышьяком, плохо поддающийся лечению. Диагноз: «поли неврит».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2