Сибирские огни, 1932, № 9-10

Письма к авторам Размышления о вреде мышьяка со Постараюсь показать себя оо РАЗМЫШЛЕНИЯ О ВРЕДЕ МЫШЬЯКА. С НЕЗАПАМЯТНЫХ времен существовали сторонники так называемой «научной поэзии». Еще древиие индусы и 'арабы составляли стихотворные арифм етические за­ дачники и зарифмовывали правила извлече­ ния 'К в ад р а т н о г о корня. Через много сотен лет после арабов, известный поэт Ломоносов писал «Письмо о пользе стекла», восхищаясь тайна­ ми, которые «являют нам» стекла телескопов и микроскопов. Француз Рэнэ Гиль создавал стою теорию научной поэзии. И совсем уже близко iK нашим дням — Н. М орозов берет эпиграфом к своему стихотворению .'следую­ щие строки: «Нефть — метаморфоэированные остатки первобытных животных и растений». Поэт, подробно изложив в стихотворении те­ орию происхождения нефти, задается вопро­ сом: что 'будет с нашими телами после смер­ ти? «Дадим ли нефть и мы?». И высказывает желание, чтоб его бренные останки тоже (Пре­ вратились в нефть, подобно останкам перво­ бытных папоротников и (ихтиозавров. Конечно, нет ничего зазорного в том, что поэтов интересуют такие темы как «Радий», «Спектроскоп», «Парадоюсехимия» (Б. Гуре­ вич), «Ящерицы», «Танец магнитной иглы» (М. Зенкевич), «ли что им хочется, превратив­ шись в нефть, погреться в топке локомотива какого-нибудь международного экчрресса. Это неплохо. Мы даже готовы итти дальше и опросить: почему нельзя в звучных, динамич­ ных стихах дать описание этиологии и тече­ ния—ну, скажем, — хронического насморка? Если при этом указать способы лечения, то польза, приносимая подобным родом поэзии, станет, нам кажется, весьма очевидной. Попытки изложить ямбам или хореем стра­ ничку «Учебника космографии» или «Курса кожных болезней» делаются многими, от приз­ нанных мастеров, вроде В. Брюсова и М. Зен­ кевича до еще не известных, но оригинальных «второе, присылающих порою свои «опыты» в наш журнал. Разница между этими двумя разрядами поэтов в том, что если у первых есть какое-либо оформившееся мировоззрение, выражаемое в стихах, то у вторых — только «гамма диссонирующих рифм». И если М. Зен­ кевич, в таких, например, строках: «И красные карбункулы вспухали И лопались и в черное жерло Копили шой, как жидкое стекло, И, щелями зияя, присыхали», — силой своего мастерства заставляет порой за-' быть, что нарисованная им картина, в сущ­ ности говоря, немножко отвратительна, — то вторые попросту записывают, правдиво и бес­ хитростно: «Вмиг зеленая полезла рвота»... Все вышеизложенные рассуждения и лите­ ратурные справки — только «присказка», «Сказка» заключается в том, что один из сту­ дентов Омского мединститута прислал нам стихотворение под многообещающим назва­ нием «Полиневрит». В сопроводительном пись­ ме он пишет: «Посылая свое статэтворение «Полиневрит», я надеюсь на какой-нибудь (!) результат. Две версии: напечатание или... редакторская к ор ­ зина». Автору нельзя отказать в знании формаль­ ной логики: или — или... Н о все же он не угадал: стихотворение не попало ни в журнал, ни в корзину. Мы сохранили его, как пример неумелого обращения со словом, что, в сое ­ динении с претензией на ученость и глубоко- мысленио'сть, выглядит весьма комически. . А собы тия описываются далеко не комиче­ ские. Колхозник покупает на базаре пшеницу: «Он покупку скрутил в комок (!) Положил на сани и тронулся. И было совсем в яедомек (!) Ч т о д е ш е в о , т о н е д о б р о с о в е - с т н о». Колхозника с с немевшим языком везут в больницу. «Лишь больница больным рада {?!) Койку живо нашла она. Врач сказал: мышьяком отрава От протравленного зерна». Дальнейшая судьба колхозника, привезенно­ го в эту кровожадную больницу, остается не­ известной. «Ну, а вывод?» — спросит читатель. «Где же вывод из этой истории, описанной со столь ужасающими подробностями?». Есть и вывод. Пожалуйста, вот он: «Бесчеловечность отдельных лиц, Как последняя ни будь ужасна (I) Сделалась поставщиком больниц Так неприкрыто и ясно. Я хочу, чтоб всем было гласно: Вот из хроники вырванный факт: Социально-опасным Все еще (!) является кулак». Надеясь выяснить, что побудило будуще­ го врача написать это жуткое стихотворение: плохо сданный зачет, бессонница, разочаро­ вание в медицине или еще что-нибудь, __ мы обратились к 'Сопроводительному письму. Там мы прочли следующее: «Посылаемое стихотворение, являясь акту­ ально-кричащим, заостряющим классовую борьбу, в наиболее ее скрытой 'форме: зло­ стный несдатчик семян, предназначенных для посева и выступающий на рынке в качестве продавца. Такова на первый взгляд основная идея стихотворения». Какова эта идея на второй взгляд, мы так и не узнали. «В качестве иллюстрации приводится факт, вырванный из хроники дня. «История одной болезни». Клиническая картина болезни: кре- стьянин-колхозяик, отравленный мышьяком, плохо поддающийся лечению. Диагноз: «поли­ неврит».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2