Сибирские огни, 1932, № 7-8
Я вооружился против вас Пока стихами В нужный час вооружимся против вас Ш т ы к а м и. Сравните своеобразную силу и искренность этих строк 1 Тов. Антоновича, его глубину по нимания современной международной обста новки и действительных мер борьбы против войны, хотя бы со следующей словесной раз мазней одного ученого профессора и буржу азного .пацифиста, хныкавшего недавно Па риже на пацифистком конгрессе: «Война?!.. Неужели война?!... О, это 'было бы слепым ужасом... Это было бы безумием, пред кото рым в отчаянии заломили бы руки лучшие умы мира»... Сравните — и вам 'станет не смешно над наивностью некоторых оборотов тов. Ан тоновича. Как известно, слезливого 'П р о ф е с с о р а на том же конгрессе энергичные фашистские молод цы пребольно побили палками. Печально, но что же делать? Опускающего руки всегда бьют по рукам. Вот тов. Антоновича не по бьют, это мы энаем, ибо тов. Антонович, во оружившийся пока 'стихами, еще лучше умеет обращаться с оружием штыка. Тут несколько ело® о стихах тов. Антоно вича и о слабости некоторых его оборотов. Тов. Антонович сам чувствует эту слабость: — « Я н е м а с т ер с л о в а. Речь м о я сурова. Не поэт я, не певец Страны свободной я жилец. Я не рифму подгоняю Правду в жизни выявляю Р е ч к о й б ы с т р о й р и ф м а льется. К о г д а с е р д ц е ч е с т н о б ь е т с я И п о э а и я р а с т е i t К о г д а п и ш е ш ь з а н ар о д». Последнее глубоко правильно и стоит, что бы над этим призадумались некоторые даже -из так называемых «выявившихся» поэтов. Но в первой части этой фразы тов. Антонович как будто проявляет пренебрежение к «масте ру» и «мастерству» слова — и это совершенно неправильно. Ведь сам же тов. Антонович го ворит, что он « в о о р у ж и л с я » стихами. Да, стихи — это оружие: «и песня, и отих—это бомба ч знамя» (Маяковский). Но если стихи- оружие, то как посмотрит сам тов. Антоно вич на того 'бойца, который с некоторым до вольством заявляет, что он «не мастер» бро сать бомбу или стрелять из винтовки? То, что тов. Антонович «не мастер слова», приводит его иной раз к очень неметмим по паданиям. Например: «Боевая нам задача Х о т ь в з а п р л ж к е у н а с к л я ч а Отвратить врагов удар». — пишет тов. Антонович, и очень «е метко попа дает в этом месте. Никакая у нас в запряжке не «ллча. Мы, какнрав, наоборот, пересажи ваемая — с отсталой крестьянской клячи на металлического и электрического коня техни- ничеоки-передовюй индустрии. Это раз. Мы боремся, затем, Чтобы в армии и в колхозе иметь в запряжке не клячу, а здорового, хо рошей породы, коня. Это два. Так что слова тов. Антоновича о кляче несут с собой фаль шивый и вредный смысл. В Красной армии одним из самых распро страненных лозунгов является: «учись стре лять по-Ворошиловски». Начинающему поэту тоже необходимо учиться стрелять по-Вороши- ловски, чтобы каждое слово несло н у ж н ы й с м ы с л и ложилось в н у ж н у ю це л ь . — «Пять в яблочко». В этом задача. Понятно, то®. Антонович? «Пять в яблочко» в поэзии нельзя дать, не будучи !Ма ют ер о м с л о в а. * * II. О стозвонах и пустозвонах. Теперь перейдем к тов. Арсению Вагину. Тов. Арс. Вагин более 'опытный сочинитель стихов, чем тов. Антонович. Из письма тов. Вагина мы узнаем, что он даже печатался в некоторых районных газетах. Это, конечно, очень хорошо. Тем не менее, присланные нам «Колхозно- нооевные стихи» тов. Вагина ввергли нас в глубокое огорчение. Судите сами: «Как хороша, близка, понятная Вся голубая даль земли. Ой, не твои ли, необ’ятная Просторы новью зацвели? И эти долы обновленные В (?) приколхозованную гать Но (?) в землю пахарю влюбленному Б о л ь ш е г о , хочется понять». Пахарю хочется понять кого-то большего, а читателю хочется понять что-то, хотя бы ма ленькое. Что такое «приколхозованная гать»? Какие намеки содержатся в туманной фразе «и эти до лы... в гать»? Какова вообще смысловая связь слов в последних четырех строках? Ничего неизвестно. Дальше не легче: , «Дивятся, радуются села На мудрый возглас юных лиц Н е э т а ль, г а т ь , не э т и л ь долы 3 аб р ы з ж у т зо л о т о м л ш ен и цг Тов. Вагин! Что вы такое говорите, поду мали бы. Гать, как известно из 'Словаря, есть дорога в болотистой местности, основание ко торой устроено из хвороста и бревен, засы паемых щебнем и песком. Гать — это также плотина, перегораживающая балку и удержи вающая воду в пруде. Что же, вы думаете сеять пшеницу на болотных дорогах и плоти нах, на хворосте, щебне и песке? И погом: (как это делается: « м у д р ы й в о з г л а с ЮНЫХ лиц»? -Боимся, что тов. Вагин и сам не знает, как это делается. У него это бывает такое: и: шет, а сам не понимает, что пишет: «Одену солнечной рассадою Земли обуглившийся сплин,.. А сплин, т.-е., определенное расположение духа, не может 'быть обуглившимся. 'Был один такой поэт, не знавший многих иностранных слов, что, конечно, еще не по стыдно, но любивший употреблять их, что уже нехорошо. Этот поэт, желая вделать приятное одной, между 'прочим, весьма 'симпатичной, женщине, написал ей такое стихотворение: «В твоих глазах партийный долг И утомленность маниака»...
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2