Сибирские огни, 1932, № 7-8
ЛИ ТЕРАТУРНЫЙ АРХИ В 83 О писателе, который зазнался Публика постепенно таяла. Она не любила длинных речей. А чарт посмеивался, ом ведь знал настоящую цену всего этого. Но оратор, увлеченный исполнением шоего долга, ничего не замечал. — «Жизнь — прозаическая поэма о челове ке, который ищет сердца и не находит, хочет все знать и не может, стремиться быть могучим, как отец его на небесах, и не в шлах побе дить своей -слабости. Слышали ли вы что-ни будь об истине, справедливости, о желании видеть всех людей земли гордыми, свободны ми, красивыми. Вам хочется быть только сы тым, жить в тепле, насиловать и развращать женщин под видом любви к ним, вам хочется жить спокойно, уютно, потихоньку: вот ва ше счастье. А желание вашего лучшего счас тья — желание купить на грош .пятаков. Сча стье ловят крепкими, 'мускулистыми руками, а вы трусливые, слабые, (хилые, вы даже и мухи не можете поймать .без помощи со стороны, вы и с мухами сражаетесь посредством ядо витых бумажек: «Смерть 1 мухам». Мне жалко мух: 'они жужжат и тем меша ют спать. Но я с радостью написал бы для вас бумажку «Смерть мухам», чтобы вы, чи тая ее, .отравлялись .беспокойством... Вижу — я не прав: здесь вы беспокоитесь, когда вам становится неудобно жить, потому ято не- хватает жалованья на прокормление семьи, или оттого, что вам — от скуки жить с ва ми — наменяют ваши жены. — Вы стонете, философствуете, жизнь кажется вам гладкой и тяжелой до поры, стока вам не прибавили жа лованья, или не найдете себе любовницы. И полня жизнь старческим брюзжаньем, 'сквер ным скрипом разочарования, своими жалоба ми на все — вы отравляете слух ваших юных детей. Вы останавлизаете слух «а 'мелочах жизни, на пошлости ее, а это мысль, избитая как меч, которым рубят сучья, а не головы. Потом и дети, утомленные вашими рассказами о жиз ни, который вы не знаете, тихо «дут проторен ными путями, преждевременно старенькие, хюлодаеныкие и дряхленыкие. Идут и ищут жизнь теплую, жизнь сытую и уютную, хо тят ее и 'существуют потихоньку по примеру отцов. Он, как свежая известка, которой за ложили трещину в старом здании. Это здание тяжелое, грязное, все пропитано кровью лю дей, которых раздавило. Оно сотрясается от дряхлости, охвачено предчувствием .близкого разрушения и в страхе ждет толчка, чтобы раз валиться. И уже зреют силы для толчка, оии нарастают, они едва могут сдержать сами се бя и то тут, то там вспыхивают пламенем не терпенья. Они придут и тогда старое здание задрожит, рухнет на .половы вам и раздавит вас, хотя вы за то только достойны казни, что ничего не 'сделали. Но невинных нет в жиз ни». — Публики осталась совсем 'немного. Часть ее смотрела на писателя с сожалением: любя читать его рассказы, она с грустью 'Слу шала его речь, ибо в этой речи не было ни чего эстетического. Некоторые смотрели нас мешливо. Всем было скучно и никто не оби жался. Вот какой-то юноша нахмурившись сердито крикнул: «Все это слова. Вы окажите, какая у вас программа практики?» А почтен ный господин со вздохом заметил: «Эх, и я в молодости был романтиком». Дама в черном платье югаросила: «Что он женщин ругагт?» Чорт юмеялоя... — Еще нужно высказать: очень вы уж лю бите бьгть несчастными. ‘Я думаю вы любите делать это но расчету. Вам нечем возбудить друг в друге уважения и любви: вот вы и становитесь несчастными нарочно, чтобы воз будить к себе жалость и 'Сочувствие: деше венькие 'эмоции, которыми вы одинаково обильно оделяете друг друга и с той же .си лой собачонку, когда колесо экипажа раздро било ей налу. Бели бы было в вас здоровое и крепкое чувство лю'бви к жизни: ведь вы не любите жизнь, вы боитесь ее, вы 'тихонько как воры, отрываете у ней кусочки! «Крошки люди. Бедные нищие. Пошли, Господи, по больше бед на ваши головы, дабы вы обес покоились, дай Боже, множество тревог ва.ч, чтобы вы ожили!.. Из троих людей, стоящих перед ораторам, один обиделся и сказал: «Да не все .мы тако вы! чорт возьми! Это, наконец, несправедли во!..» — — Господа! и не требуйте от маня 'справед ливости ее нет в жизни, ее нет еще пока. Как среди вас может 'родиться справедливость? И вы....1 одинаково плохи. Вы, общество! Как делить вас на хороших и дурных. Вы все в юности вооружились зна нием, сНдя в школах, и всех выучат одному и тому же. Я то думаю, что выучитесь хороше му, ибо уверен, что дурному вы не позволи ли бы -себя учить. Мне трудно представить себе университет, в котором учили бы юно шу человеконенавистничеству, беспрестраст- яому чиновничьему отношению к жизни, 1 В оригинале это слово неразборчиво. Ред.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2