Сибирские огни, 1932, № 7-8

ЛИ ТЕРАТУРНЫЙ АРХИ В 83 О писателе, который зазнался Публика постепенно таяла. Она не любила длинных речей. А чарт посмеивался, ом ведь знал настоящую цену всего этого. Но оратор, увлеченный исполнением шоего долга, ничего не замечал. — «Жизнь — прозаическая поэма о челове­ ке, который ищет сердца и не находит, хочет все знать и не может, стремиться быть могучим, как отец его на небесах, и не в шлах побе­ дить своей -слабости. Слышали ли вы что-ни­ будь об истине, справедливости, о желании видеть всех людей земли гордыми, свободны­ ми, красивыми. Вам хочется быть только сы­ тым, жить в тепле, насиловать и развращать женщин под видом любви к ним, вам хочется жить спокойно, уютно, потихоньку: вот ва­ ше счастье. А желание вашего лучшего счас­ тья — желание купить на грош .пятаков. Сча­ стье ловят крепкими, 'мускулистыми руками, а вы трусливые, слабые, (хилые, вы даже и мухи не можете поймать .без помощи со стороны, вы и с мухами сражаетесь посредством ядо­ витых бумажек: «Смерть 1 мухам». Мне жалко мух: 'они жужжат и тем меша­ ют спать. Но я с радостью написал бы для вас бумажку «Смерть мухам», чтобы вы, чи­ тая ее, .отравлялись .беспокойством... Вижу — я не прав: здесь вы беспокоитесь, когда вам становится неудобно жить, потому ято не- хватает жалованья на прокормление семьи, или оттого, что вам — от скуки жить с ва­ ми — наменяют ваши жены. — Вы стонете, философствуете, жизнь кажется вам гладкой и тяжелой до поры, стока вам не прибавили жа­ лованья, или не найдете себе любовницы. И полня жизнь старческим брюзжаньем, 'сквер­ ным скрипом разочарования, своими жалоба­ ми на все — вы отравляете слух ваших юных детей. Вы останавлизаете слух «а 'мелочах жизни, на пошлости ее, а это мысль, избитая как меч, которым рубят сучья, а не головы. Потом и дети, утомленные вашими рассказами о жиз­ ни, который вы не знаете, тихо «дут проторен­ ными путями, преждевременно старенькие, хюлодаеныкие и дряхленыкие. Идут и ищут жизнь теплую, жизнь сытую и уютную, хо­ тят ее и 'существуют потихоньку по примеру отцов. Он, как свежая известка, которой за­ ложили трещину в старом здании. Это здание тяжелое, грязное, все пропитано кровью лю­ дей, которых раздавило. Оно сотрясается от дряхлости, охвачено предчувствием .близкого разрушения и в страхе ждет толчка, чтобы раз­ валиться. И уже зреют силы для толчка, оии нарастают, они едва могут сдержать сами се­ бя и то тут, то там вспыхивают пламенем не­ терпенья. Они придут и тогда старое здание задрожит, рухнет на .половы вам и раздавит вас, хотя вы за то только достойны казни, что ничего не 'сделали. Но невинных нет в жиз­ ни». — Публики осталась совсем 'немного. Часть ее смотрела на писателя с сожалением: любя читать его рассказы, она с грустью 'Слу­ шала его речь, ибо в этой речи не было ни­ чего эстетического. Некоторые смотрели нас­ мешливо. Всем было скучно и никто не оби­ жался. Вот какой-то юноша нахмурившись сердито крикнул: «Все это слова. Вы окажите, какая у вас программа практики?» А почтен­ ный господин со вздохом заметил: «Эх, и я в молодости был романтиком». Дама в черном платье югаросила: «Что он женщин ругагт?» Чорт юмеялоя... — Еще нужно высказать: очень вы уж лю­ бите бьгть несчастными. ‘Я думаю вы любите делать это но расчету. Вам нечем возбудить друг в друге уважения и любви: вот вы и становитесь несчастными нарочно, чтобы воз­ будить к себе жалость и 'Сочувствие: деше­ венькие 'эмоции, которыми вы одинаково обильно оделяете друг друга и с той же .си­ лой собачонку, когда колесо экипажа раздро­ било ей налу. Бели бы было в вас здоровое и крепкое чувство лю'бви к жизни: ведь вы не любите жизнь, вы боитесь ее, вы 'тихонько как воры, отрываете у ней кусочки! «Крошки люди. Бедные нищие. Пошли, Господи, по­ больше бед на ваши головы, дабы вы обес­ покоились, дай Боже, множество тревог ва.ч, чтобы вы ожили!.. Из троих людей, стоящих перед ораторам, один обиделся и сказал: «Да не все .мы тако­ вы! чорт возьми! Это, наконец, несправедли­ во!..» — — Господа! и не требуйте от маня 'справед­ ливости ее нет в жизни, ее нет еще пока. Как среди вас может 'родиться справедливость? И вы....1 одинаково плохи. Вы, общество! Как делить вас на хороших и дурных. Вы все в юности вооружились зна­ нием, сНдя в школах, и всех выучат одному и тому же. Я то думаю, что выучитесь хороше­ му, ибо уверен, что дурному вы не позволи­ ли бы -себя учить. Мне трудно представить себе университет, в котором учили бы юно­ шу человеконенавистничеству, беспрестраст- яому чиновничьему отношению к жизни, 1 В оригинале это слово неразборчиво. Ред.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2