Сибирские огни, 1932, № 7-8
сок красных. Есаул, заливаясь злорад ным хохотам, командовал расстрелам... Многое заимствовано из низкопробных пьес, ставившихся в руаских деревнях лет десять тому назад, когда пьесы пи сали на местах и притом ib один вечер. Разниц-а лишь ib том, что люди одеты в хакасмие шубы. Кайгородов © Хакасии также нелеп, как был бы нелеп Махно со своими та чанками в горно-алтайакой деревне. А руководители хакасского театра назы вают это обобщением материала двух соседних национальных областей. Люди, руководящие театром и пишу щие пьесы, не прошли школы, они идут ощупью, стучатся в открытые двери и повторяют ошибки, давно забытые на русской деревенской сцене. 'Создание авторских и театральных кадров — неотложная необходимость. Люди хотят учиться и им надо помочь. Частенько приходит к нам комсомолец Чот Внчинов. Он низкоросл и крепок, как лиственница. Полные щеми его — алые, точно весенние цветы. Карие гла за брызжут довольством и веселым смехом. Несколько лет тому назад пья ница-отец запретил Чоту даже думать о школе. Мальчик чаще ночевал с озца- ми в горах, чем в отцовском аиле. Стар ший брат помог ему убежать в школу. Теперь Чот работает в газете «Ойрот ский комсомолец» и пишет стихи. Вче ра он написал новое стихотворение, ко торое называется «Новый Алтай». В. Не помнящих переводит это стихотворение яа русский язык. Чот приходил к нам с колхозными песнями на алтайском языке, долго рас спрашивал, как написать рассказ. — Я напишу на алтайском языке, сам переведу на русский, тогда вы прочита ете и поможете мне, — говорил он. Я думал: «Три•"четыре пода тому на зад пастухи, слагавшие песни тде-то в долинах около вечных снегов, надеялись только на свою память и на пам(ять на рода. Теперь они пришли в газеты. Их стихи о росте и укреплении колхозов, о новом быте и /культурном (строительстве печатаются в газетах «Кызык Ойрот» и «Ойротский комсомолец». За первым призывом идет второй, идут ударники. Поднимается ойротская, национальная по форме и социалистическая по содер жанию, литература, но рост ее будет еще более успешным тогда, когда будет обеспечена помощь молодым писателям, учеба». Уходя, Чот напомнил: — Хорошо, если бы краевая органи зация писателей помогла мне уехать учиться литературному делу, а то отсю да метя не пустят. Говорят: работников, мало. Он стремится на литфак. * Из ближайших аймаков приехали ста рики с самодельными музыкальными ин струментами, похожими на балалайки— топшур'ами. Перед от’евдам они прове рили — крепки ли струны из козьих жил. Они 'будут играть на улу-байрам. Старые музыканты и певцы выступа ли в нацтеатре. Пели о давно -минувших днях. Гортанные голоса звучали груст но, точно лес стонал в .осеннюю непо годь. Они пели пеани, слаженные ими и теперь 'уходящие в неизвестность. Их внимательно слушал Кучеяков, обога щающий шою речь художественным словом. Вернувшись в родные долины, стари ки споют об улу-байрам. Они будут петь всю ночь на пролет. И только молодежь заметит, что мотив не соответствует со держанию, —• он здесь так же нелеп, как нелепым показались бы веселые частуш ки, распеваемые на мотив «Вы жертзою пали...». Время предъявляет требование на иные мотивы. Новая песня о радост ных днях и делах не укладывается в старый мотив грусти, слез и безысход ности. Вот почему алтайская молодежь слагает новые песни на мотив бодрых русских песен о наших днях. Поэт на Алтае—не только сочинитель текста, но и композитор, и певец. Обком В|КП(б) принял постановление «О мероприятиях по созданию и раззер- 'тыванию , литературно-художественной работы в области». В этом постановле нии отмечен «небывалый рост запросов рабочих, колхозников и прудящихся к художественной литературе», а «работа по созданию и развитию художествен ной литературы на национальном языке продолжает отставать от общих темпов социалистической перестройки нацио нальной области и находится на крайне низком качественном уровне». Решено: с 1-то по 10 июля провести но области декадник призыва ударников в литера туру; 20-то июля созвать областную кон
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2