Сибирские огни, 1932, № 7-8

ноге художественного творчества на­ ходится не на вьгаоте. Начиная с 1927 то 30 год идет повышение изданий на­ циональной художественной литерату­ ры. В 1931 ,г. издано всего лишь шесть названий». Говорят что нет рукописей. Причина этого — в той недооценке ху­ дожественной литературы, которая бы­ ла до последнего времени. Об этом 'свидетельствует хотя бы следующее: минувшей зимой было (решено издать к десятилетию 'О б л а с ти литературно-ху­ дожественный 'Сборник. 'Создали нес­ колько литбрипад и .послали их в кол­ хозы. Бригады вдоль и поперек прое­ хали вою Ойротию, написали очерки, сделали (записи повествований колхоз­ ников, рассказывавших о своей жизни в прошлом И теперь, в колхозе. Все это перепечатано на машинке и... положено в стол. Хотя стол и закрывается, но не­ сколько рукописей «ушло»: их взяли отчаявшиеся авторы. _ Почему же все-таки сборник не издан? — Да... редактора перебросили в Гор­ ную Шорию... — Надо (было поручить другому то­ варищу. — Надо было, но... как-то так прощ- ло... Подводя итоги за десятилетие:, заме­ тили большое отставание художествен­ ной литературы. Теперь намечается пе­ релом в отношении к писательским вопросам. ★ ,, Т г В саду шла алтайская пьеса Токма- шева «Последний зайсан». Два мальчика раздернули занавес и сели около рампы, пощелкивая ореш­ ки. К рампе примыкала юрта и некото­ рые из зрителей приняли мальчиков за актеров. На (передаем плане зайсан разговари­ вал с писарем, попом и прочими, под­ готовляя экзекуцию непокорных бед­ няков, а едали два батрака толкли яч­ мень в ступе. Они 'тони-дело дрались и на протяжении двух действий прилеж­ но били вшей и, притом с такой силой, точно у них не вши, л мькши. Деревья в ■саду сотрясались от хохота. Не взыска­ тельный зритель доволен «игрой» бат­ раков. Бая почти не замечали и не слы­ шали и половины слов tejro. Пьеса шла не первый (раз, но никто, видимо, не Подумал о том, что1в такой постановке пьеса идет не как пьеса о последнем зайсане, а как пьеса об ист­ реблении вшей. Бай эксплоатирует бедняков. Почти­ тельные сородичи таскают обезножев­ шего зайсана под руки. 'Купец за без­ делушку выманивает (быков у алтайцев. Поп «просвещает» кочевников.. Непо­ корных бедняков дерут. Все идет, как шло исстари. И вдруг юткуда^то появ­ ляются партизаны. На этом действие обрывается. Всем известно, что действительность была иной: партизаны пришли не из­ вне, а батраки и трудящиеся-кочевни­ ки выросли до партизан и слились в группы, а затем и в отряды. ★ Вечер гостей. Выступал Хакасский: национальный театр. Руководитель те­ атра об’яснял: — (Мы написали эту пьесу к десяти­ летию Ойротии. В ней мы обобщили хакасский и алтайский материал. По его словам, 'сделали юни это1с благими намерениями — подчеркнуть- родство народов смежных областей и еще сильнее укрепить дружбу. lOgenq погас. 'Со сцены летел трубный 'полос. Несколько знакомых слов. Я по­ нял, что хакас кричал о черном прош­ лом. Приподняв занавес, три человека ползли к рампе и впереди себя подви­ гали длинные гробы. Все трое сели рядком, как в древности сидели |Гусля- ры. Мне показа,лось, что я вижу лысые головы и белые' бороды по колен. Под дряхлыми пальцами стонали струны. Но вот продребезжал звонок. Разор­ ванный занавес колыхнулся и я увидел на месте старцев безусых парней. Под. их унылый аккомпанемент шла вся пьеса. Песни алтайцев богаты сравнениями,, параллелями. Первое время они и пье­ сы строили на параллелях: сначала по­ казывали зайсана, а йотом — колхоз. Кучеяков 'сумел перешагнуть линию гру­ бейшего примитива. Хакаосы же не мог­ ли подняться выше этого уровня, в сво­ ей лучшей постановке они показали: эксплоатацию баем бедноты в дорево­ люционное время, (гражданскую войну и советскую власть. По ходу пьесы в, хакасское селение ворвался известный на Алтае бандит есаул Кайгород'ов, поп передал ему спи­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2