Сибирские огни, 1932, № 7-8
пробежала поскотина. По ту сторону— черные квадраты — посевы и большой огород. Голубыми змейками пропол зли среди полос арыки: воды Ламака орошают колхозные поля. На зеленые поляны сенокосов идут иошлии, а за •ними —• люди с литовками и граблями. Рукой Апаятова написано: '«Паоава 22 гектара, огорода 3 гектара». — Помаленьку живет колхоз. Як- ши! — говорит Чиликей, поворачивая ко мне улыбающееся лицо. Я повторяю за ним: «Якши!» — и од ну за 'Другой вспоминаю голубые ал тайские долины: Яконур, .Чакыр, Беш- пельтир и т. д. Их вот так же можно пе ренести ;на карту. Нет такой долины, где бы не было колхоза. Нет урочищ без таких вот Чиликеев, перекроивших все. Еще три Года тому назад жилища алтайцев, — серые холмики, похожие на следы кротовых нсцр, — были раз бросаны по всему Алтаю, будто урага ном раскидало их. Сейчас «они собраны в Колхозные поселки. Кочевье — уже отошло в .прошлое. Взгляд мой снова перебрасывается на цветные -столбики. Мне кажется, что цифры кричат о гигантской работе партячеек, .советов, делегатских собра ний и пр. Я вспоминаю чистую и просторную Чиликееву квартиру с картами, порт ретами и кодаками на степе, стол, зава ленный книгами на алтайском и рус аком языках. Тут постановления пар тийных с’ездов и конференций, «От по люса к полюсу», «О явлениях приро ды», «Критика политической эконо мии» — К. Маркса, «Материализм я эм- пирокритицизм» — В. Ленина, '«Как жи вут и борются рабочие Китая» и много других книг, тут же лежит папка с бу магами хозяина, работающего в облис полкоме. К одной из стен черной улит кой присосался громкоговоритель. В углу ■— умывальник. Сам Чиликей боль ше тридцати лет не умывал лицо свое, когда жил по обычаям предков, а те перь он чистит зубы. Мы вышли на площадь Десятилетия и поплыли по вязкой грязи. Чиликей покачал головой. Скука по (алтайским .лугам и лесам рюгда давит сердце. — Грязно тут, ни Травы, ни лесу. С ружьем сходить некуда. — В глазах его грусть. 7 Но через минуту он говорит: — Работать надо, много работать..- Каждый день я встречаю таких лю дей, мак Чиликей Апаятов из Ладак ской долины. Их iMHaro теперь на Ал тае. Я жму ;их руки и часами беседую с ними о знакомых долинах, в которых растут колхозные селения. ★ Шкуру белой лошади подняли на, жердь. В оскаленные зубы вложили бе резовые ветки. Кости бросили на шат кий жертвенник. Сделали это для пока за старины. Так когда-то шаманы при носили лошадей в жертву, раздирая их. живьем. Рассказывают, что в одной Куюмской долине ((Чамалыский аймак) жили восемь шаманов. 'Самый (Знамени тый из них в 1928 гаду разодрал и при нес в жертву багам больше 350 лоша дей. Шаманство — мрювавое прошлое. Все говорят, что сейчас шаманов даем с ог нем не сыщешь, что навсегда умолкли, шаманские бубны, а пестрые шаманьи шубы с ленточками, колокольчиками и филининными перьями .сохранились, только в музее. Рассказывают: на выставке предпола галась показать камлание, но... не мог ли найти человека, который бы согла сился камлать. * Возле юрт выкопаны (Крестообразные ямы. На них устанавливают чугунные казаны, в которых завтра будут варить, мясо для алтайцев, приезжающих на первый (многолюдный праздник в исто рии Алтая, на улу-байрам. В юртах ударницы из Чемальских колхозов квасят молоко', собирают сме тану, гонят араку и делают сырчики.. Это тоже для гостей. Недалеко от выставки пасутся вер1- блюды. На них прикочевал из Кош- Агачского аймака, от самой Монголь ской (границы, казак Тауюенев Абылга- зы со своей .семьей. Сняв вьюки, он за нялся разбивкой войлочной юрты. Око ло входа он поместил огромного бер кута, с которым казаки осенями; охо тятся на лисиц и волков. Таукенев (Приехал из колхоза, кото рый еще не перешел на оседлость. В колхозе 190 хозяйств, а скота — 20 ты сяч голов. В Кош-Агачском аймаке та ких колхозов {по мощности) — 3-4. Ойротия — страна 'социалистического животноводства.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2