Сибирские огни, 1932, № 7-8

У л у - Б а й р а м из дневника писателя * * * А. КОПТЕЛОВ Ровная лужайка у подножия горы пересечена двумя бойкими и ворчливы- М 1 И речками. >С берета на берег переки­ нуты желтые, точно восковые, мостики. Утрами и вечерами проходят по- ним люди -с топорами, пилками и рубанка­ ми. Они достраивают выставочные иа- вилионы. Над дверями уже -алеют по­ лотна лозунгов, а над крышами поло­ щутся флаги. На земле там и юя;м кам­ нями выложено: 1922 ДЕСЯТЬ ЛЕТ 1932 СОВЕТСКОЙ ОЙРОТИИ К крутому склону уныло прижались юрты, крытые лиственничной корой. Над ними нет флагов, нет и лозунгов. Посетителям просто будут объяснять, что здесь отправная тючка., что -от та­ ких вот юрт с поголовной неграмот­ ностью населения, с жертвенниками, с -верой в добрых и злых духов, в шама­ на — начался поД’ем советского Алтая. Я иду в самую дальнюю юрту, что «а берегу реки, и, открыв дверь, останав­ ливаюсь в недоумении: жилище пусто. Вчера и (здесь до поздва беседовал с колхозником из УстыКагасшго аймака и условился сегодня 'продолжить наш разговор, но в назначенное время я не вижу ни -его самого-, ни жены; и вещей нет. Мое недоумение развеял работник музея: — -Откочевал. — Он грустно пока­ чал головой и развел руками. — Ничто не помогло: откочевал. Сообщение ошеломляющее: человек приехал за 160 километров, чтобы дни большого праздника — улу-байрам —- провести в юрте и рассказывать гостям о минувшей -жизни вчерашних кочевни­ ков, и вот... откочевал. 'Оказывается, что вчера ему сообщили: «Эта юрта об­ ставляется, как юрта алтайца-шамани- ста и ты должен жить в большой праздник, как шаманист». Над входо)м повесили задымленные тряпичные кук­ лы — - курм-есы. Их принесли из музея, так как больше негде было достать. А 3-4 года тому назад тряпичные ирив- ратникй висели почти в каждой юрте, охраняя жилища от злых духов. — Он, — 1 музейный работник гово­ рил о моем вчерашнем собеседнике, — закричал: -«Убери курмесов, а то я жить не буду. Мы давно всех курмесов сожгли, а тут навесили их. Я смотреть на ник не 'могу». Слушать никого не хотел. И ночью откочевал. Что я те­ перь делать буду? Еде возьму челове­ ка? Придется среди единоличников искать. Искал ад долго и прилежно. И толь­ ко к вечеру среди алтайцев -Успенского аймака, приехавших на прв'здник деся­ тилетия, нашел одного, который сог­ ласился жить в юрте с курм-есами. Экспозиция старины была полной. ★ Кто-то тихо подошел ко мне и поло­ жил горячую руку на плечо. Обернув­ шись, я увидел пожилого алтайца в по­ ношенном пиджаке и потертой шапке, •которую когда-то украшала шелковая кисть. Годы бросили на скуластое лицо крупные Морщины, а в глубоком взгля­ де карих глаз житейская мудрость ис­ кусно (сочеталась с задушевной просто­ той. (По шелковистым лугам, высоко­ горным пастбищам и каменным крути- кам идут рассказы о нем, первом лик­ видаторе неграмотности и организато­ ре колхоза. О нем слагают песни. В мо­ их исписанных блокнотах он занял доб­ рый десяток листов. О нем, Чиликее Апаятове из урочища Ламак, надо на­ писать целую книгу.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2