Сибирские огни, 1932, № 7-8

Книга «еОпина к шине», даже несмотря на вое отмеченные недостатки, являемся большой ценностью для советского читателя. В Англии «Спина к сшиве» получила огром­ ное распространение у 'трудящихся. Писавший предисловие к английскому изда­ нию, говорит, что «эта книга страшное преду­ преждение всякому мыслящему человеку. Ибо если это унизительное работаю существует сре­ ди нас, если мы допускаем, чтобы огромные массы людей жили такой жизнью, более низ­ кой, более' грязной, более скотакой, чем пе­ щерные люди в первобытное время, то надо оказать,' что (крушения всей нашей цивилиза­ ции можно избежать лишь немедленной рево­ люцией». «...Я чувствую себя подавленным всей мерзостью нашей цивилизации, — продолжает автор предисловия, — и я чувствую, что я 'то­ же ответственен за эти страдания, поскольку я не поднял камня и не швырнул его в ме­ ханизм нашего общественного организма, по­ рождающего подобное рабство». «...Для рабов капитализма остается один выход — социаль­ ная революция», Кинга выносит суровый приговор капитализ­ му и призывает трудящихся на борьбу против него. Е, Головин. Хорошее ’ начало. А. ' С У Х А Р Е В. «Н а под с т у п а х», стихи. ГИХЛ, М. Л., 1932 г., тир. 3000, стр. 48, ц. 76-1-35 коп. «На подступах» — первая книга А. Сухаре­ ва, молодого поэта-ударника. В лирических, эмоционально-насыщенных и простых стихах рассказывает поэт о произ­ водстве, о борьбе нового со старым, о пе­ ределке человеческого материала. Лучшим в Сборнике является стихотворение «Гвозди». В нем рассказывается как рабочий, у которого В каморке, Пропахнувшей примусной гарью, Обрушился стол, нечиненный никем, незаметно уносит из цеха десяток гвоздей, чтобы наладить 'свой стол. Звучал молоток Напряженно и веско, И пахло аа .окнами свежестью клумб. А ночью — Я комкал в руках занавеску И долго угрюмо стучал по стеклу. Он встал предо мной — Расточающий рокот, Струящий по трубрм потоки тепла, Горячим кошмаром, Гигантским упреком Завод, Недовыполнивший промфинплан. Герой раскаивается в своем 'поступке и ре­ шает вернуть гвозди в свой цех. ...Потом из стола, В полумраке, Наощупь, Я гаозди клещами Как зубы таскал Поутру ж. Когда с расстановкой, со смехом В заводе моторы запели везде, В горячей руке 'говорливому цеху Обратно принес я десяток гвоздей. В этом стихотворении на конкретном, живом примере показано новое отношение человека к 'заводу, изменение психологии рабочего — осоэянна производства. Интересно по замыслу и лирической напря­ женности ‘Стихотворение «Разговор с отцом». Тема его такова: отец возвратился домой «под мухой» и отвратительно брызгаясь бранью, Дал ни за что подзатыльник сестре ■Ине пустил на собранье. За это сын отругал отца. И стихотворение начинается с того, что протрезвившийся хму­ рый отец сидит у окна и, вспоминая авои пьяные дебоши, хочет понять — почему сын не ударил его. Вот ты уселся и, ногтем скребя Порванный бас на моей же гитаре, Хочешь понять, Почему я тебя Не ударил. И сьш, объясняет, почему он этого не сде­ лал: Ты не подумай, что я — молодой: Чту лишь улыбок оскалы... Все-таки эта твоя ладонь В детстве меня ласкала. Нет, ты не думай и. вкось не омотри, Что за беседа немал? Я же люблю тебя, чорт побари! Ты понимаешь? ...Я понимаю: Уж если ко мне Драться ты бросился первым, Значит досаду, как тяжесть камней, Не удержали нервы. ...Я понимал: Не тебя знобит И подмывает побиться: . Это стоит уходящий быт, Пьяный и .кроволицый. Разве ж его прикончит удар В пьяную, м:ятую харю? Вот почему я тебя тогда Не ударил. Вот потому я и книги .сложил: Двинусь искать других домочадцев... Интересное, .художественно-силыное1 стихот­ ворение... Но разрешение проблемы дано все- таки неверное. Вместо кропотливой и труд­ ной работы по перевоспитанию отца, сын идет по пути наименьшего сопротивления: он сло­ жил книги и уходит «искать других домочад­ цев». Неправильно разрешается проблема и в сти­ хотворении '«Патентованная. смерть». Герой этого стихотворения говорит о том, как он умрет, когда состарится.. Тодда Я уйду, инструмент растолкав, Усы опаляя спичкою, В литейную, От иола до потолка Дымом и гарью напичканную. Я прыгну, Толкнувши ногами плиту. Вагранка в пылающей лаве вся... Ресницы опалятся еще налету, И после глаза расплавятся. Отдавшись пылающему бочагу, Горячей пургою об’ятый на миг, Я весь войду в разжижженный чугун, Всеми 'моими атомами....

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2