Сибирские огни, 1932, № 7-8
Книга «еОпина к шине», даже несмотря на вое отмеченные недостатки, являемся большой ценностью для советского читателя. В Англии «Спина к сшиве» получила огром ное распространение у 'трудящихся. Писавший предисловие к английскому изда нию, говорит, что «эта книга страшное преду преждение всякому мыслящему человеку. Ибо если это унизительное работаю существует сре ди нас, если мы допускаем, чтобы огромные массы людей жили такой жизнью, более низ кой, более' грязной, более скотакой, чем пе щерные люди в первобытное время, то надо оказать,' что (крушения всей нашей цивилиза ции можно избежать лишь немедленной рево люцией». «...Я чувствую себя подавленным всей мерзостью нашей цивилизации, — продолжает автор предисловия, — и я чувствую, что я 'то же ответственен за эти страдания, поскольку я не поднял камня и не швырнул его в ме ханизм нашего общественного организма, по рождающего подобное рабство». «...Для рабов капитализма остается один выход — социаль ная революция», Кинга выносит суровый приговор капитализ му и призывает трудящихся на борьбу против него. Е, Головин. Хорошее ’ начало. А. ' С У Х А Р Е В. «Н а под с т у п а х», стихи. ГИХЛ, М. Л., 1932 г., тир. 3000, стр. 48, ц. 76-1-35 коп. «На подступах» — первая книга А. Сухаре ва, молодого поэта-ударника. В лирических, эмоционально-насыщенных и простых стихах рассказывает поэт о произ водстве, о борьбе нового со старым, о пе ределке человеческого материала. Лучшим в Сборнике является стихотворение «Гвозди». В нем рассказывается как рабочий, у которого В каморке, Пропахнувшей примусной гарью, Обрушился стол, нечиненный никем, незаметно уносит из цеха десяток гвоздей, чтобы наладить 'свой стол. Звучал молоток Напряженно и веско, И пахло аа .окнами свежестью клумб. А ночью — Я комкал в руках занавеску И долго угрюмо стучал по стеклу. Он встал предо мной — Расточающий рокот, Струящий по трубрм потоки тепла, Горячим кошмаром, Гигантским упреком Завод, Недовыполнивший промфинплан. Герой раскаивается в своем 'поступке и ре шает вернуть гвозди в свой цех. ...Потом из стола, В полумраке, Наощупь, Я гаозди клещами Как зубы таскал Поутру ж. Когда с расстановкой, со смехом В заводе моторы запели везде, В горячей руке 'говорливому цеху Обратно принес я десяток гвоздей. В этом стихотворении на конкретном, живом примере показано новое отношение человека к 'заводу, изменение психологии рабочего — осоэянна производства. Интересно по замыслу и лирической напря женности ‘Стихотворение «Разговор с отцом». Тема его такова: отец возвратился домой «под мухой» и отвратительно брызгаясь бранью, Дал ни за что подзатыльник сестре ■Ине пустил на собранье. За это сын отругал отца. И стихотворение начинается с того, что протрезвившийся хму рый отец сидит у окна и, вспоминая авои пьяные дебоши, хочет понять — почему сын не ударил его. Вот ты уселся и, ногтем скребя Порванный бас на моей же гитаре, Хочешь понять, Почему я тебя Не ударил. И сьш, объясняет, почему он этого не сде лал: Ты не подумай, что я — молодой: Чту лишь улыбок оскалы... Все-таки эта твоя ладонь В детстве меня ласкала. Нет, ты не думай и. вкось не омотри, Что за беседа немал? Я же люблю тебя, чорт побари! Ты понимаешь? ...Я понимаю: Уж если ко мне Драться ты бросился первым, Значит досаду, как тяжесть камней, Не удержали нервы. ...Я понимал: Не тебя знобит И подмывает побиться: . Это стоит уходящий быт, Пьяный и .кроволицый. Разве ж его прикончит удар В пьяную, м:ятую харю? Вот почему я тебя тогда Не ударил. Вот потому я и книги .сложил: Двинусь искать других домочадцев... Интересное, .художественно-силыное1 стихот ворение... Но разрешение проблемы дано все- таки неверное. Вместо кропотливой и труд ной работы по перевоспитанию отца, сын идет по пути наименьшего сопротивления: он сло жил книги и уходит «искать других домочад цев». Неправильно разрешается проблема и в сти хотворении '«Патентованная. смерть». Герой этого стихотворения говорит о том, как он умрет, когда состарится.. Тодда Я уйду, инструмент растолкав, Усы опаляя спичкою, В литейную, От иола до потолка Дымом и гарью напичканную. Я прыгну, Толкнувши ногами плиту. Вагранка в пылающей лаве вся... Ресницы опалятся еще налету, И после глаза расплавятся. Отдавшись пылающему бочагу, Горячей пургою об’ятый на миг, Я весь войду в разжижженный чугун, Всеми 'моими атомами....
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2