Сибирские огни, 1932, № 7-8
К н и г и I. Приговор капитализму. Е. ГОЛОВИН. Д У Д II. Колонии кричат. Н. В. У Д У III. Рост молодого поэта. В. //.Дуд/Снши, присланные на отзыв. Приговор капитализму. Д Ж О Н Г Р А Н Т . «С и ии а к спине» . Г'ИХЛ, 1932 год, цена 1 руб. 95 моп. Советскому читателю было совершенно не знакомо имя Джона Гранта. Даже самая Анг лия не имела представления о нем до появле ния его замечательной книги «Олина к спи не». Джон Грант не принадлежит к пролетарским писателям. В Англии кризис всей (капиталистической 'си стемы засхвагпнл и творчество буржуазных пи сателей. В кризисе метутся, как в угаре, Джемс Джойс, Гъю Уолпол, Эдамс Хексли, Дж. Пристли. И вот из этой среды вышел и Дж. Грант. Вышел — и пошел по шути к пролетариату, подобно Бернард Шоу, Роман Ролдану, Дас Пассосу, Драйзеру и целому ряду других пи сателей. В книге .«Спина к спине» Джан Грант рисует быт семьи шахтера Шильдайка. Но Грант «е только бытописует. Он ставит, и достаточно глубоко, социальные проблемы. О его книге говорили, что «это ужасающая книга». Нашего читателя действительно могут ужас нуть мар-пины капиталистической эксшгоатацни, нарисованные Грантом. Но сами шахтеры Хэг- гера — поселка, аде происходит действие ро мана, — даже ие замечают этого. «Шахтеры опускались в шахту и iснова поднимались на поверхность, опускались и снова поднимались, снова опускались и никогда уже не поднима лись». Все это так естественно, ка/к смена ночи даем. Так — медленно со «семи мучениями, ка кие только может выне-ати человек, воспитан- ньгй шахтой — уходит из жизни Том Шильдай ка. Затем его брат Вилли — упавший в ко тельную толку. За смертью Вилли последовал трагический конец отца, Джорджи, не вынес шего смерти сына и иоясоичившего самоубий ством. Совсем незаметно умерла мать семей ства, Джен. Капитализм 'находит себе [жертвы! Но жители Хэгтера не замечают смерти. «Смерть была (Постоянным явлением. Ее ни кто не замечал. Если бы на улице внезапно 'раздался крик: «Конец мира близится!» •— то иа это не обратил бы (никакого внимания». Цель жиэмн хэггеряи — добыча угля. Герой романа •— учитель Тентерпаит, видя все ужасы Хэпгвра, думает, что в дейстннтель- »юсти (происходит бврьба человека с «уждой. И Тентергаит (налагает, что в силу аволюди- •нньга изменений веж (каменного угля ианует и наступит век электричества. И тогда наста- ®ет нормальная, полная радостей, жизнь для шахтеров. Но автор книги, Джон Грант, гово рит нам, что Тентеяргант ошибается. Грант го ворит, что Тентергант «не был практическим человекам и просмотрел (главный ключ ко все му, а (именно — наживу». Джон Грант верно видит классовые разли чия и классовые причины невыносимо-тяжелой жизни шахтеров. Но Грант совершенно не показывает нам протеста, борьбы пролетариа та с буржуазией. Наоборот, мы в книге видим рабское смирение со своим положением рабо чих. Шахтер Джорди Шильдайка говорит: — «И все-таки лучше такая .жизнь, чем сов сем не жить. Может быть и моя очередь ско ро. Сегодня бедный Майк Томсон попался...». Куда попался бедный Майк Томсон? В руки полиции? Под (фашистскую резиновую дубин ку? Нет. Майк Томсон попался под угольную вагонетку. Ему отняли йогу и ом покорно вы нес все мучения. Абсолютно не показана Грантом классовая (борьба. Необходимо напомнить, что время дей ствия романа 'Совпадает со временем, когда Англия вступила уже в экономический кризис, когда безработица, голод стали обычными яв лениями для шахтеров и 'когда, наконец, рево люционная борьба пролетариата становится единственной надеждой на выход из 'кризи са. Случайно в книге встречается, и без ущерба для романа 'могло бы быть выброшено слово «большевик». Но нам известно, что это слово среди пролетариев Запада Англии, в частности, имеет серьезный вес, служит символом побе ды для одних, об’ектам серьезных раздумий Для других. В романе шахтер Вилли, когда его упрекнули встречей с больтиешикюм, (говорит: «При чем тут большевик? Я сам хочу другой вкизни! Я не хочу, чтобы все было так, как теперь, когда я прикажу дамой после та к ты». Мы имеем право утверждать, что эти слова в полной мере можно отнести и к самому Гранту. Джои Грант, скак и герой его романа, Вил ли, мучительно переживает и критикует капи талистическое общество. Но он не наосодит путей и средств борьбы с ним, не поняв, а потому н отказавшись от методов революцион ной борьбы (пролетариата. Дж. Грант не обладает пролетарским миро воззрением. Но можно надеяться, что дальнейшее непос редственное общение с рабочим классом еще ближе пдиташнт его к пролетарским вмсаге- лля. С иб. «Ь0В 9.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2