Сибирские огни, 1932, № 7-8

ло организовано плохо, что оркестр в послед­ нюю (минуту отказался выехать .на площадку, -что буфеты были скудны и работали сквер­ но — все оке выходной деть на площадке ЗГО 12 июля шрош-ел как бодрый м а с с о в ы й н а р о д н ы й п р а з д н и к н о в о г о типа , (насыщенный одной идеей — той .идеей, что труд в нашей 'стране становится делом чести, делом славы, делом доблести и геройства. «В боях рожденный». t Сибирская кинофабрика закончила картину о (строительстве Кузнецкстроя — оВ боях рож­ денный» (режиссер Задорожный, сценарист Куликов). Жанр картины неоколько своеобразен. Это «е роман и не повесть, с сюжетной линией построенной вокруг истории одного человека; это не фотографический очерк лефовского об­ разца, в роде того, который пытались создать, гудя ло тозывам печати, Варвара Степано­ ва на материале Магнитостроя; это не доку­ ментально точная история строительства. Во­ обще, (если пользоваться сравнениями из об­ ласти литературы, «В боях рожденный» сде­ лан не методами прозы, а (методами стиха, это — патетическая поэма о героическом стро­ ительстве. Ей можно найти аналогию {по ме­ тоду построения) в ©ехеровоком «Великом пла­ не». «Великий план» построен по принципу монтажа чревычайно широких общих планов— весь СССР, кор социалистического строитель­ ства, Днепрострой в целом — с крупными планами, с деталями: шофер на площади Сен- Лазар в Париже, монолог Рямзина, доклад не- меикого рабочего, убежавшего из СССР — и с /кусками сугубо-декларативного публицисти­ ческого порядка. Тоже мы находим и в кар­ тине т. т. Задорожного и Куликова. Широ­ кий разворот строительства, циклопические башни домен, железные руки кранов... и вот — опускаемся вниз, в irymy копошащихся людей, аппарат выхватывает трех-четырех из них и остро передает какой-нибудь конфликт, жестокая схватка с врагам, героический под­ виг даже неназванных строителей, улыбка ударника, перевыполнившего норму — через частность, через деталь выражается общее: напряженный самозабвенный ударный труд, овладение техникой, преодоление классового врага. В целом получается волнующая вещь, которая, несмотря на отсутствие сюжета в обычном понимании этого слова, смотрится с напряжением и интересом от начала до кон­ ца и оставляет взволнованным. Оюобеио удач­ на третья часть: 'борьба за горя(чий бетон в условиях суровой сибирской зимы, героичес­ кое преодоление вредительской- вылазки. Но надо отметить, что метод авторов филь­ мы привел их и к известным неудачам. От­ сутствие единого героя не дало им возмож­ ности ярко и с .предельной доходчивостью показать переделку с а м о г о ч е л о в е к а на Кузнецкстрое. Оперирование общими планами, •«массами» вообще, «широким разворотом» вообще — иногда создает впечатление обез­ лички, отсутствия человека, хотя в кадре при­ сутствуют тысячи лютей, отсутствия героя, хотя все 'кругом очень героично (см. особен­ но 5 часть — «Штурм»). Т. т. Задорожному и Куликову стоит серьезно задуматься «ад этим отмеченным нами обстоятельством. Но в Общем, повторяем, картина получилась интересная и нужная. И тем более нелепым представляется то, что ага кзрггина — послед­ няя художественная картина, сделанная сибир­ ской к и н о ф а б р и к о й . Согласно решению прав­ ления Союзкино, «ибиракая фабрика, как из­ вестно, переведенная теперь исключительно «а производство техфильм. уже не сможет более ■сделать ни одной (художестввиной (или аги­ тационно-пропагандистской картины на сибир­ ской тематике. Между тем, как показывают обе выпущенные в Оибири картины ((«Еще 12» и «В боях рожденный»), в Сибири есть кадры, ■есть возможности для художественной сибир­ ской фильмы и есть необходимость в ней. * ❖ •f* К перестройке „И " литорганизаций В связи с постановлением ЦК ВКЩ ») о пе­ рестройке литературных органиэаци,. 1 июня на расширенном писательском собрании в (Г. Новосибирске был избран Оргкомитет Со­ юза (советских писателей__Змщбкрая. В рищи: А. Высоцкий (((председатель), В. И-пин {заместитель), А. Коитеяов (заместитель), Г. Пушкарев (секретарь), Н. Алексеев. Н. Куд­ рявцев, Г. Павлов, П. Стрижкав и Л. Черно- вич. Оргкомитет выделил из своего 'состава две постоянно действующие комиссии: ‘Организа­ ционную — для выявления литературных сил края, для увязки с ними, наламсивания и 'ру­ ководства работой на местах. В состав комис­ сии вошли т. т. Алексеев, Чернович и Копте- лов. В комисию по материально-бытовым воп­ росам вошли т. т. Итин, Пушкарев и Кудряв­ цев. Одновременно с созданием Оргкомитета Зап- СибАПП об’явила себя распущенной, передав вое дела Оргкомитету. Постановлением (Оргкомитета все краевые литорганизащии передали свои средства Орг­ комитету. Первой задачей Оргкомитета было обследо- 'вать состояние литорганизаций на местах, их 'работу и состав литературных сил. С этой целью были командированы в Сгалинск и Про­ копьевск т. т. Высоцкий и Кудрявцев, в Кеме­ рово и в Томск — т. 'Итин, в Омок — т. Алек­ сеев и в Ойротию — т. Котгтелов. В Сталинске, Прокопьевше, Кемерово, Том­ ске и Омоке созданы Оргкомитеты, присту­ пившие уже к работе. В целях согласования работы Зан.-сиб. Орг­ комитета, для выяснения ряда организацион- 'ньгх вопросов, в Москву выезжали т. т. Итин и Кудрявцев. Оргкомитет обратился ко всем литорганиза- циям края с письмом о выявлении литератур­ ных сил, об (информации, о состоянии работы в литоцинкографиях, (кружков и т. д. По полу­ чении ответов будет составлена картотека лит. сил края.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2