Сибирские огни, 1932, № 7-8
в определенной 'исторической ситуации. При чем важно отметить, что. когда класс (опускается, теряет почву под ногами, глупости «го не яв ляются простыми юш и б к а .ми в тех или иных рассчетак, но именно абсурдной бес смыслицей, которую «трудно даже понять с точки зрения человеческого рассудка» (Ленин) « Г л у п о с т ь «и х» -((Кa inи т 'а л и icгг о в) — 2 X 2— с т е а р и н о в а я с в е ч к а», как 'ока зал Владимир Ильич в своей речи 13 ноября 1922 пода. To-есть: это глупость дурака из сказки, который не может понять в чем дело, в чем 'сугь вещи. Следите ли вы, гр. Михаил Степкин, за хо дом наших мыслей? Это /было введение, но совершенно необхо димое. В нем уже почти заключен наш ответ вам. Но для большей определенности 'обратим ся ж вашим произведениям. Наиболее содержательным и характерным из них является «О ^будущем. Фантастический рас сказ». Вы берете тему, волнующую сейчас миллионы. Нам, вступившим в начальную фа зу социализма, вы хотите рассказать о том, как будет выглядеть здание, фундамент кото рого мы заложили, каково будет (светлое об щество коммунизма. Открываем вашу рукопись. Читаем. «Наступил 2932 «год. Посевная кампания в колхозе «Ура, мы у ком 1 мунизма» закончилась гари помощи аэропланов, управляемых радио, в два дня, только пьяный засеватель недо глядел и высыпал половину зерна на колхоз, вместо поля, а так как не было милиции, то его не забрали, и 'он на второй день напился пуще прежнего» «с совести». Итак, .через ггьюячи лет существует работа кампаниями, 1 существует пьянство и голово тяпское отношение к работе, еще усугубляе мое тем, что нет милиции — т.-е. государст венного принуждения. rpycmoL Но посмотрим, что будет дальше. Описывается первый день жизни в социали стическом доме некоего Михаила Забулдыги- на, проснувшегося после тысячелетнего сна. «Забулдьилин почесался и не знал с чего на чать действия в этой пустой комнате... Одна ко ж, скучать ему не пришлась, так как плита у пола поскользнулась, какой-то обруч наки нулся на Забулдыгина, потянул (его в обра зовавшееся отверстие и воткнул ело голову в аппарат. Последний щелкнул, воткнул Забул- дыгину в рот три пилюли и выбросил его вон»... Так накормили человека. Потом второй обруч схватил Забулдыгина, «валял его, кру тил, мыл, скидывал штаны, надевал новые и снова выщелкнул в комнату». Третий обруч потащил Забулдьггина в постель, хотя он не хотел спать. Выбиться было невозможно. Чет вертый обруч...». (Скучно выписывать дальше race это неизо бретательное зубоскальство. Человек на гра нице коммунизма оказывается, по Степкину, только мясом, живым сырьем, чем-то вроде кролика на конвейере колбасной фабрики. Ум ственной работы нет: вое знания вдалблива ются человеку раз навсегда в школьном воз расте, усовершенствованными психюавтомага- ми. Любви нет: производятся массовые случ ки. Человек дегенерирует — женщины «оде ты неряшливо, так как нет никакой нужды рядиться, .все лысые... от большого ума, гру дей не оказывается». Хватит. Читатель, вероятно, уже морщится. Ясно: мы имеем дело с пошлой и глупой кле ветой на коммунизм. Правильно. Это клевета. И притом неориги нальная клевета. Джером К. Джером в «Новой Утопии» Евг. Замятин в романе '«Мы», может бьгть с боль шей технической грамотностью, но с такой же идейной пошлостью описывали строй социа лизма, как встрой всеобщего оглупения, отуп ляющей механизации, превращающей челове ка в раба машин и вещей, как строй всеоб щей уравниловки и обезлички. И, конечно, во всех этих историях обязательно размазывалась вераия об исчезновении при социализме инди видуальной любви, об «обобществлении жен щин», о «(Массовых случках» и т. д. Прекрасный ответ на все эти (бредни дан (еще 84 года тому назад, в «Ко.ммуниатическом Ма нифесте». («Но вы, коммунисты, 'хотите ввести общ ность жен!» — кричит нам жором вся буржу азия. «Буржуа смотрит на 'свою жену как на про стое орудие производства. (Он слышит, что орудия производства должны быть представ лены в общее пользование, и, естественно, при ходит к тому заключению, что и женщины должны подвергнуться той же участи. «В действительности буржуазный брак явля ется общностью жен». 'Общность жен, низведение человека на уро вень вещи, обезличивание человека — эти яв ления и отношения, созданные капитализмом. Буржуа не может представить себе никаких иных. И тогда, когда он пишет о социализме, он только доводит до нелепой .гиперболы эти буржуазные отношения, и пытается выдать их за социализм. «Дважды два — 'стеариновая течка» — твер дит (буржуа. Это — форма проявления или корыстного лицемерия или, если челЬвек иокренен, — клас совой глупости, глупости осужденного на смерть класса. Но это не юмор. Юмора тут нет ни на грош. Вот какие дела, пр. Михаил Степкин. — Вам насчет этих вопросов надо 'серьезно поду мать. А не над тем — дурак вы лично или не дурак. Вы не дурак. И все-т.ами вещь, написанная вами — совсем неумная вещь. 1У. Надо быть точным! (Письмо тов. Никитину). Я прочитал в журнале «Сибирские Огни» № 11-12 за 1931 г. рассказ Мих. Никитина «Без рогий носорог». Я не (буду касаться сущности и содержания этого раосказа, а только тех маленьких технических ошибок, которые ав тор допустил, 'описывая жизнь зерносовхоза. Своей критикой я хочу дать .писателям добрый .совет не писать того, чего они хорошо не зна ют. Очень приятно (читать про жизнь, которой живешь сам, но мргда описание неверное, то теряется впечатление. 1. Автор пишет про ночную работу тракго-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2