Сибирские огни, 1932, № 6
книга о сибири Феоктист Березовский— «П о д з в о н к а н д а л ь н ы й » . Повести и рассказы, над. 4-е, Москва, «Федерация», 1932 ,г., тир. 5200, стр. 308, ц. 3 руб. 80 кюп, переплет 50 коп. Ф. Березовский — старый писатель-сиби ряк. Если верить скоске под рассказом «Ни кудышный», то его первые литературные ра боты появились в свет еще в 1900 году, но есть вещи, которые написаны и о наших днях. За эти три десятка лет (да еще каких лет!) жизнь была перетасована несколько раз и каждый этап ее яе должен был уйти от вни мательного глаза писателя. И Березовский по-своему видел ;и жизнь и борьбу. Молодой Березовский видел «кондовую» Сибирь (повесть «Варвара», «Фомич» и др.), видел как назревала первая русская револю ция 1905 года, видел ее крушение и расцвет черной реакции, видел толпы сильных каторж ников, направляемых царским правительством в глухие углы Сибири («Праведник», «Под звон кандалыный», «Варвара» и др.). Зрелый Березовский пережил годы затишья (повесть «Перепутья»), империалистическую войну, ве ликие дни Октябрьской революции, свержение первой советской власти, расцвет и падение махровой диктатуры Колчака («Мать»), Все более или менее важные этапы в на шей жизни нашли свое отражение в сборнике «Под звон кандальный» и это нужно отметить как достоинство книги. Все повести и ра-ссказы построены на сибир ском материале, не лишены своеобразного си бирского колорита и. вполне доступны наше му массовому читателю. Это тоже нужно от нести к достоинствам книги. На ряду с отмеченными достоинствами, кни га имеет и свои недостатки. К числу их мож но отнести: неточность фразы: «вертела кас совой ручкой», «сорвал с ее глаз какие-то (?> шоры» («Перепутья») и ряд других шерохо ватостей, вполне устранимых при тщательном р едактир овамии. Кроме этого, есть недостатки и иного по рядка. В рассказе «Праведник» автор описы вает какую-то фабрику по выделке сукна для арестантов (была ли такая в Сибири?), кото рую . обслуживают каторжане, но которых ав тор не показал читателю совершенно и, нао борот, показал героя — политического ссыль ного, раз’езжающего свободно по деревням, на станцию железной дороги и др. места без «провожатого», словом, живущего в свое удо вольствие — не ссылка, а масленица. Это не убеждает читателя, мало-мальски знакомого с.- ссылкой и каторгой царской России. В другом рассказе — «Фомич» — автор в; 100 километрах от озера Чаны рисует кержац кую (староверческую) деревню. Э то неверно с фактической стороны. Староверы в Сибири разместились немного дальше от Чанов, верст, примерно, на тысячу и более: на Алтае и в Карымском крае. Автор имеет (Право сдвигать плоскости, ■сближать расстояния, но тогда не следует ука зывать какую-нибудь географическую точку, чтобы не вызывать у читателя недоумение. Ряд таких недоуменных вопросов у читате ля, знающего Сибирь, непременно возникает, так как эти неточности есть и в рассказе «Никудышный» и в рассказе «Поквитались» (нехарактерный случай, а более существен ное— классовое автором не подмечено) и др. Но в общем книга найдет своего массового' читателя. Четвертое издание сборника гово рит об этом. Кондр. Урманов.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2