Сибирские огни, 1932, № 6
бя вытащить», — говорит про него Быков. Де ло же идет вовсе не о «занозе». Почкип факти чески смыкается с классово-чуждым элементом — с Кривоносовым, при чем это остается для партийной организации незаметным. В противовес Почкину автор вводит крепкого, ■самодеятельного комсомольца Самоварова, но, как видим, и это не смогло подчеркнуть конеч ные результаты разложения Почкина. Кривоно сое проходит через весь рассказ, отнюдь не из менив своей кулацкой психологии. Организован ного, непримиримого отпора Кривоносов от пар тийной организации не получает. Эти крупней шие недочеты рассказа, безусловно, сально пре уменьшают глубокий замысел автора, замысел диалектического показа действительности. Существенным недостатком следует считать и то, что автор такую глубокую, серьез ную тему взялся разрабатывать в рамках неха рактерной для нашего времени полукустарной мастерской. Автор, безусловно, избежал бы мно гих загромождений в рассказе, если бы показал нам индустриальный, мощный коллектив, с на- учнопоставленным производством и организаци ей труда; он более эффектно смог бы показать и роль социалистической техники, ломающей ста рые приемы труда. Все это однако не должно служить поводом к тому, чтобы вычеркнуть по ложительные стороны рассказа, как это огульно делает Иголкин. Рассказ дает представление о тех глубоких сдвигах, которые происходят в рабочей массе с внедрением социалистического метода труда. Он вскрывает ошибки в организации социалистичес кого соревнования и тем самым, в известной сте пени, передает опыт социалистического соревно вания и вооружает массы на борьбу с ошибками. Для Игоакина же, повиданному, вообще ошибок в конкретном социалистическом соревновании- не существует. Должное он понимает за сущее — глубочайшая ошибка нашего критика. Достоинство рассказа именно в том и состоит, что соревнование показывается не как что-то го товое, закопченное, а как продукт борьбы старого и социалистического нового, что в каждом от дельном предотвдтии борьба этих начал носит специфический характер. Этого не хочет понять и усвоить т. Иголкин, требуя от автора «Бол тов», чтобы все было «ясно, просто и на 100 процентов выдержанно»! Статья т. Игожина, безусловно, содержит и ряд правильных замеча ний о недостатках рассказа, но в большей час ти она, построена на вздорных, эклектичных ут верждениях, ни в коей мере не помогающих пи сателю в его творческом росте. П. Иголкин никак не может согласится с тем, что s части коммунистов, в процессе конкретной борьбы за промфинплан, под давлением мелко буржуазных влияний, свойственны известные колебания и противоречия. По йголкину —■это- издевка над коммунистами: даже просто* «соз нательным рабочим такие длинные (?!) про тиворечия» не нужны и несвойственны, — пи шет П. Иголкин. Отсюда следует его утвержде ние, что показ противоречий и психологии Кук- марева есть не что иное, как «измывка» нал партруководством. Никакой измывки здесь нет. В том-то и дела', что И. Кудрявцев берет в пе ределку пока еще далеко не столь сознательных рабочих, во-вторых, нельзя же шаблонно, «ин спекторски» подходить к художественным обра зам и делать, например, такие придирки: «Гор деи признает свои ошибки... только н е н а с о б р а н и и и начинает действовать». Оказывается, ошибки должны признаваться не в процессе на пряженной конкретной работы (как это делает Гордей), а 'обязательно на собрании! «Коммунис ты, — пишет Иголкин, — должны быть силой,, выливающейся неумолимо, как чугун, из Кузнец кой домны». Ужасно чугунный образ!.. Производственную активность рабочих партия мобилизует на выполнение конкретных произ водственных задач социалистического строитель ства. По Йголкину же «организовать социалис тическое соревнование дело партии и всего ра бочего .класса, а не задача выполнения какого- то (не «какого-то», т. Иголкин, а социалисти ческого!) заказа на болты». Чтобы выполнить важный заказ для строи тельства и мастерской, доселе выполнявшей мел кие штучные работы, происходит боевая перес тройка. Парторганизация борется за организа цию производственного процесса; пусть на первых порах неправильно, бюро ячейки органи зует соревнование одиночек, а за ними и вся ра бочая масса приходит в движение. Но зарапорто вавшийся в критическом экстазе П. Иголкин не находит ничего лучшего п серьезного, как пус тить по этому поводу плоскую остроту: «какой переполох, словно перед приездом генерала начи нают щи мясные варить»... Быкову одним росчерком наклеивается ярлык «оплошной контры». Это доказывает, что Игол кин не понял своеобразия Быкова, который мо жет «раздавить человека, но может и полюбить его беспредельно». Быков — отличный знаток кузницы, любит свое дело, но порой «из беспо- ясого ухарства» портит инструмент и материаг лы. Процесс классового роста, процесс осозна ния себя активной единицей рабочего класса, строящего социализм, этот процесс, который со вершается в Быкове, ускользнул от внимания критика. А ведь Быков ясно заявляет на соб рании рабочих: «Споемся, Гордей Кукмарев... Разве мы не одной семьи дети!...»
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2