Сибирские огни, 1932, № 6
Драка между Быковым и Федей является кульминационным пунктом в назревших проти воречиях и служит стихийным их взрывом. Пос ла драки вся мастерская начинает понимать, что соревнование не просто борьба Быкова и Феди, а борьба двух начал, что борьба за лучшие по казатели труда есть «дело чести, славы» каж дого из них. Таким образом, стихийное состяза ние двух рабочих внедряет общий, но пока еще не освобожденный от вредных элементов.стихий ности, под’ем производственной активности. Про исходит диференциация сил мастерской, акти визируется, перерождается Быков, загнивает под тяжестью мелкобуржуазной идеологии (чув ство обиды, личной ущемленности) коммунист Почкин, укрепляет свое умение руководить партсекретарь Гордей. Кстати, Н. Кудрявцев, разоблачая Дочкина, показывет, что и среди коммунистов имеются неустойчивые элементы, тпебующие большевистской переделки, а по мне нию Иголкина это просто издевка над коммуни стом, которому-де совсем не свойственны какие бы то ни было противоречия. Коммунистов наш критик хотел бы видеть стопроцентными, гото выми, как готовым хотел бы он видеть и вообще соревнование масс, не понимая, что как то, так и другое — ^диалектический, противоречивый процесс, переход от одного низшего положения к другому, более высшему. Как раз этого то и не смог разглядеть П. Иголкин. Итак, Быков показывается Н. Кудрявцевым в его последовательно-поступательном движении к ячейке. Эта фигура является наиболее разрабо танной и сильной. Между прочим, в Быкове есть что-то от Кривого («Девья яма»), говорящего о том, что автор еще не целиком освободился от прошлого восхищения стихийно-мощной, необ’яс- яимой силой людей, подобных Кривому, сильных своей независимостью и анархическим индивидуа лизмом. Вероятно, это и послужило причиной того, что автор концентрирует свое внимание на Бы кове, а остальных героев рассказа ставит в по ложение «сопровождающих» эту основную линию перерождения Быкова. Возьмем секретаря партийной ячейки Гордея Кукмарева. Критика этого образа, данная П. Игол- киным является также не чем иным, как по верхностным кавалерийским наскоком и не бо лее. Он прав лишь в одном — когда говорит, что Гордей очень слабый партшководит-оль. Но задача автора в том и состояла, чтобы показать, как этот ненавидящий «бумагу» ( в ее плохом смысле), но понимающий партийную линию, как мобилизацию рабочих на выполнение конкрет ных производственных мероприятий, — ком- мунисг, в процессе ударной работы своего пред приятия через ошибки и признание их закаля ется и повышает свое умение руководить актив ностью рабочих. И автор именно это пытается показать. Гордей делает «заскок», предлагая развернуть социалистическое соревнование путем соперни чества одиночек, а не путем организации соот ветствующей работы всей массы партийцев. И он убеждается впоследствии, что не смог пред видеть всей порочности такого метода мобилиза ции рабочей активности, когда стихийный ха рактер «драки» ускользает из под его руковод ства. Но его заслуга в том, что он сумел оценить значение одиночек, понять, что именно Быков ведет за собой старую, наиболее опытную часть рабочих, что надо расслоить эту часть и разоб лачить Крнвовоеова. Кукмарев, путем организа ции выставки брака и использования Быкова, ■оформляет бригады и выводит всю кузницу на широкую дорогу действительного соревнования масс. Серьезнейшим недостатком показа Гордея является то, что он выступает везде оторванно ■от партийной массы, решает многие вопросы единолично (в этом Иголкин прав). Потому и по лучилось, что авангардная роль коммунистов в производстве отражена однобоко. Активен, глав ным образом, один секретарь. В целом партийная организация выступает лишь эпизодически, да и то не как организованный железный коллектив. Не чувствуется партийной ячейки и в конце рассказа, где, казалось бы она должна быть по казана закаленной на ошибках, окрепшей. Вы ходит, что только один Гордей извлек из событий в кузнице все уроки. (Коммунисты Салов, Чеколдип (опытные ста рые мастера) к концу рассказа совсем выпали из поля зрения автора. Коммунисты на своих рабо чих местах, ка-к производственники - передови ки, образцово относящиеся к труду не показаны. Такие типы Н. Кудрявцев не создал и это — значительный недостаток рассказа. Салов «всегда собой довольный», работающий очень охотно на работе, которая «хорошо сма зывалась деньгами», невидимому, таким остает ся и к концу рассказа. Но в задачу автора и здесь входило показать ломку, которая происхо дит среди коммунистов в ходе облагораживающе го труд социалистического соревнования. Та же неопределенность и с Почкиным. Н. Кудрявцев не довел до конца разоблачения мелкобуржуаз ных, индивидуалистических настроений Почки- на, поставив точку как раз в том месте, где про тиворечия достигают своего , кульминационного пункта (запись в бригады). Автор ограничил ся тем, что предоставил Быкову резюмировать срыв Феди Почкина. «Федьке надо занозу из се-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2