Сибирские огни, 1932, № 6
воздания небольшого полярного флота на Ле не и на Дальнем Востоке, несмотря на дли тельный опыт Карских экспедиций, ставших главным и вполне надежным средством осво ения северных районов, строительство поляр ного флота на Востоке, как было сказано, не только не осуществлялось, но и самый вопрос в соответствующих ведомственных «сферах» вся чески _запутывался. Даже такой известный иссле дователь Колымско-Индигирского края, как И. Ф. Молодых, выдвинувший проект снабже ния этого края авто-транспортом, с Охотского моря, касаясь Северного морского пути, опери рует явно неверными данными, имеющими цепью дискредитировать этот путь в пользу проекта автора. В своей статье: «Как освоить Колымсво - Индигирский край» («Советская Азия», книга 9-10, 1931 г.) И. Ф. Молодых пи шет: «С 1923 года... к счастью для Колымы, и Индигирки... яе достигнув р. Колымы, зимова ла только (?! В. И.) следующие суда: пароход «Ставрополь» в 1924 г., пароход «Колыма» в 1928 г. (шел на Лену), шхуна «Элизиф» в 1928 г: (шла на Колыму) и шхуна «Нанук» в 1929 г. (шла на Лену»). Из этого перечня зас луживает внимания толы» неудача — «Став рополя» в 1924 г. «Ставрополь» встретил дей ствительно непосильный (для этого слабого па роходика) лед у мыса Большой Баранов и нем ного не дошел до Колымы; но все снабжение, предназначавшееся для Колымского района, он полностью выгрузил в месте, постоянно посе щающимся Колымскими промышленниками, так что груз все-лю был доставлен на Колыму зимним путем. Пароход «Колыма» в 1928 году достиг Колымы (о чем -свидетельствует, между прочим, подпись под фотографией, помещенной в той же статье И. Ф. Молодых), «Колыма» бы ла задержана льдами в проливе Лаптева, где, прождав 4 дня, с 12 по 16 августа повернула ■обратно (см. таблицу состояния льда, 1928 г.), выгрузив товары, предиазвачавшиеся для Ле ны, в устьи Колымы, Колымский край таким ®б- разом получрл добавочное снабжение. Неудачу Ленского рейса 1928 г. можно об’яснить лишь беспримерной растерянностью командования, так как несколько позднее пролив Лаптева был сво боден от льда (см. Г. Красинский, «Пути Севе ра»), Американская шхуна «Элизиф» действи тельно зимовала, не дойдя до Колымы, но об стоятельство- это не имеет отношения к проходи мости Северного морского пути, так как в том же году «Ставрополь» дошел до Нижве-Колымска и благополучно вернулся обратно, без зимовки. Шхуна «Нанук» в 1929 году достигла Колымы и зазимовала па обратном пути, у мыса Северного, вместе со «Ставрополем». В той же статье И. Ф. Молодых приводит довольно фантастические сравнительные цифры стоимости доставки тонны груза морем (500-600 р. до Средне-Кольшска) i проектируемым путем 6 бухты Ногаева (240 р.) Для того, чтобы правильно решить в-опрос «кал освоить Колымско-Индигирокий край» нельз; исходить ни из современного состояния, ни и современных фактов Восточного варианта Север ного морского пути. Гораздо правильно было 6i ориентироваться на современные фрахты Кароки экспедиций; будучи все еще чрезмерно высоки ми, карские фрахты в десятки раз ниже фрах тов Колымских рейсов (7;2 шиллинга со стан дарта леса от Игарки до Лондона, или 24 шил линга за тонну — в 1931 году). «В прошлом выдвигался ряд вариантов создг ния регулярной связи с Северо-восточной -окрг иной союза, — пишет И. Ф. Молодых. — В них наиболее известен вариант Сибирско-Алж кинской ж. д. ( т а к называемый проект Лоик-Д| Ло-беля), предусматривающий соединение рел! совым путем Аляски и Сибири при помощи то) неля под Беринговым проливом. Bel говоря уа о нецелесообразности такого варианта с точк зрения безопасности нашего Севера от посягг тельств империалистов, необходимо указать, чг, проект Сибирско-аляскинской ж. д. недостаток выявлен как с точки зрения технической во можностя, так тем более в смысле экономич ской целесообразности». Указывая на опаснос «посягательства империалистов» со стороны Ал ски, И. Ф. Молодых забывает или замалчивав что проектируемая им дорога, изолированная транспортной системы союза, упирающаяся одн концом в богатейший золотопромышленный ра; он, а другим в Охотское море, весь юго-восто ный берег которого' (часть Сахалина и Курильек гряда) принадлежит 'более вероятному наше» противнику, также заслуживает упоминания связи с империалистической опасностью. Hai нец, Охотское море!, подобно Северному Ледови му морю, требует специальных знаний, техник ских средств и кадров, иначе зимовки судов о нюдь не будут исключительны, что и случило в бухте Ногаева в прошлом году. В 1931 г. в Ногаева, в северной части Охотского' моря, заме! ж два больших парохода «Свирстрой» и «Д шинг», снабжавшие Ольский район и Сейш чанские прииска. На выручку этих napoxoj был послан ледорез «Литке», который не дто ко не вывел зимовавших пароходов, но и с едва не зазимовал, израсходовав во ль ,1 Охотского моря весь уголь и все, что толь могло гореть в топках. На выручку «Литк пришлось послать ц /х «Сахалин». Таким об[ зом зимовка 2-х пароходов в бухте Ногаева of шлась неизмеримо* дороже, чем зимовка «Кол мы » и «Лейтенанта Шмидта» в Северном Ле; витом море. -
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2