Сибирские огни, 1932, № 6
шогочисленных зимовок1. На деле же Колым- жие разгрузочные операции совершались и св ершаются самым безобразным образом: кунгаса- ш, катерами, «в час по столовой ложке». Лучшее авигационное время уходит на разгрузку. В 1931 г. в р. Колыму с Леры был перебро шен пароход «Ленин», положено начало соз дания речного флога на Колыме. Поход «Ленина» так же, как походы «Колы мы» и «Лейтенанта Шмидта», свидетельствует о ■ЮМ, что мы уже располагаем великолепными ;адрами полярных моряков. Тем необходимее (одчервнуть, что этот славный поход является ледствием все той же бесплановости и бесхо яйственности в деле освоения советского Севе о-востока. «Ленин» был выпущен 'в 1926 или 927 г. г. японским заводом. В эти годы он бес- репятстеенпо мог бы быть переброшен в Колы у морем. Пароход «Ленин» предназначался для [ены. Поэтому, с большими затратами он был ривезен в разобранном виде сухим путем. Затем, ак известно, переброшен в Колыму, чем был бессилен и без того незначительный Ленский (лот. Если бы создание флота на Колыме про- сходило по заранее 'выработанному плану, в олыму был бы заброшен не «Ленин», а приоб- етен новый, более подходящий для Колымы, уксир, с одной, по крайней мере, баржей, ко- орые были бы доставлены в Колыму морем. Поздний приход «Ленина» очень мало облег- ил разгрузку морских судов. «Лейтенант 1мидт», привезший в Колыму немного более ООО тонн груза, разгружался две недели и шел, унося с собой 250 тонн невыгруженной уки. Пароход «Колыма» отгрузил «вой 500- 00 тонн раньше, но 10 сентября, в ясный пож- знь, в известнейшем своими песчаниыми бал ами месте (против устья р. Раугуа) сел на- ель, просидев неделю, пока его не снял «Лей- шант Шмидт», потерявший из-за посадки «Ко- ымы» на мель, трое суток. Когда 18 сентября суда подошли к мысу Ше- агскому, чукчи сообщили, что два дня назад зд надвинулся между о. Шалаурова и м. Ше фским, раньше же было чисто. Наступившие аморозки сковали старые льды, зимовка стала !еизбежной. 1Участники Колымского рейса истекшего года, г капитана до кочегара вынесли твердое убеж- Ьние, что зимовка судош является следствием Ъей системы полярных рейсов на востоке, а не 'риродных условий. Экипаж парохода «Лейте нант Шмидт», подводя итоги, послал управля- -щему Владивостокской конторой Совторгфло- а письмо, текст которого был принят на общем ■1 Стоимость эимсшки 1931 г. определена Сов- ‘эргфлотом в 800 тыюяч рублей. собрании зимовщиков, заканчивающееся ’следу ющими словами. «Невозможно перечислить всех преступных дефектов в области оборудования пути, устройст ва и снабжения судов, следствием чего явля ются частые зимовки... Поэтому сейчас отрезан ные от жизни Советского союза еще на 11-12 долгих месяцев, особенно тяжелых, когда год строительства равен десяти годам, мы должны заявить, что основной причиной такого нес частья является халатное, легкомысленное от ношение к полярной навигации, на основе ко торой будет развиваться наш советский север... Нам придает бодрость лишь уверенность, что тяжелый опыт этого года мобилизует, наконец, внимание на вопросах восточного варианта Се верного морского пути, заставит вооружить ге роизм полярных моряков специальными судами и другими средствами современной техники, как это требует престиж Советского союза на совет ском Северо-Востоке». Регулярные рейсы к устьям рек ЯАССР, без аварий и зимовок, вполне возможны. Несмотря на более мощный, сравнительно с Карским мо рем, лед, рейсы эти протекают в более безопас ной, чем на западе, обстановке, вследствие дви- , жения вдоль берега, прогалиной чистой воды, с однолетним битым льдом, образующейся уже в июле. Все задержки судов сосредоточива ются в немногих определенных пунктах: «Серд це Камень», «Северный», «Шалауров», «Бара нов», т.-е. там, где береговая полоса пересека ется далеко вдающимися в море скалистыми мысами. Преодоление образующихся здесь ледя ных перемычек, в 5-10 миль шириной, нахо дится в пределах возможностей современной тех ники. В некоторых случаях вполне реально ста вить вопрос об изменении фарватера. Шалауров отделен от берега несудоходным проливом, Север ный — перешейком гальюн в 30 метров шири ной, через который в истекщем году экспедиция ВОГВФ перетащила свои «кавасаки»,2миновав непосильные для них льды и благополучно при дя в Колыму. В то же время наличие в недавнем прошлом годов с очень тяжелым состоянием льда в морях Чукотском и Восточно-сибирском, заста вляет уделить 'особое вниманий кабботажу между Леной и Колымой, где льды, обычно, легче и раз реженнее, чем на Востоже. С проведением желез ной дороги ж Лене, с возникновением по Лене не обходимого нолуморского флота, последнее напра вление для снабженческих грузов в Яну, Инди гирку, в некоторые годы в Колыму, стане® при обретать вое большее и большее значение. Несмотря на ясные перспективы и полную обеспеченность снабжения Колымско-Индигирско- го края Северным морским путем, в случае 00 3 Моторные катера японского типа.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2