Сибирские огни, 1932, № 6

шогочисленных зимовок1. На деле же Колым- жие разгрузочные операции совершались и св­ ершаются самым безобразным образом: кунгаса- ш, катерами, «в час по столовой ложке». Лучшее авигационное время уходит на разгрузку. В 1931 г. в р. Колыму с Леры был перебро­ шен пароход «Ленин», положено начало соз­ дания речного флога на Колыме. Поход «Ленина» так же, как походы «Колы­ мы» и «Лейтенанта Шмидта», свидетельствует о ■ЮМ, что мы уже располагаем великолепными ;адрами полярных моряков. Тем необходимее (одчервнуть, что этот славный поход является ледствием все той же бесплановости и бесхо яйственности в деле освоения советского Севе о-востока. «Ленин» был выпущен 'в 1926 или 927 г. г. японским заводом. В эти годы он бес- репятстеенпо мог бы быть переброшен в Колы у морем. Пароход «Ленин» предназначался для [ены. Поэтому, с большими затратами он был ривезен в разобранном виде сухим путем. Затем, ак известно, переброшен в Колыму, чем был бессилен и без того незначительный Ленский (лот. Если бы создание флота на Колыме про- сходило по заранее 'выработанному плану, в олыму был бы заброшен не «Ленин», а приоб- етен новый, более подходящий для Колымы, уксир, с одной, по крайней мере, баржей, ко- орые были бы доставлены в Колыму морем. Поздний приход «Ленина» очень мало облег- ил разгрузку морских судов. «Лейтенант 1мидт», привезший в Колыму немного более ООО тонн груза, разгружался две недели и шел, унося с собой 250 тонн невыгруженной уки. Пароход «Колыма» отгрузил «вой 500- 00 тонн раньше, но 10 сентября, в ясный пож- знь, в известнейшем своими песчаниыми бал­ ами месте (против устья р. Раугуа) сел на- ель, просидев неделю, пока его не снял «Лей- шант Шмидт», потерявший из-за посадки «Ко- ымы» на мель, трое суток. Когда 18 сентября суда подошли к мысу Ше- агскому, чукчи сообщили, что два дня назад зд надвинулся между о. Шалаурова и м. Ше­ фским, раньше же было чисто. Наступившие аморозки сковали старые льды, зимовка стала !еизбежной. 1Участники Колымского рейса истекшего года, г капитана до кочегара вынесли твердое убеж- Ьние, что зимовка судош является следствием Ъей системы полярных рейсов на востоке, а не 'риродных условий. Экипаж парохода «Лейте­ нант Шмидт», подводя итоги, послал управля- -щему Владивостокской конторой Совторгфло- а письмо, текст которого был принят на общем ■1 Стоимость эимсшки 1931 г. определена Сов- ‘эргфлотом в 800 тыюяч рублей. собрании зимовщиков, заканчивающееся ’следу­ ющими словами. «Невозможно перечислить всех преступных дефектов в области оборудования пути, устройст­ ва и снабжения судов, следствием чего явля­ ются частые зимовки... Поэтому сейчас отрезан­ ные от жизни Советского союза еще на 11-12 долгих месяцев, особенно тяжелых, когда год строительства равен десяти годам, мы должны заявить, что основной причиной такого нес­ частья является халатное, легкомысленное от­ ношение к полярной навигации, на основе ко­ торой будет развиваться наш советский север... Нам придает бодрость лишь уверенность, что тяжелый опыт этого года мобилизует, наконец, внимание на вопросах восточного варианта Се­ верного морского пути, заставит вооружить ге­ роизм полярных моряков специальными судами и другими средствами современной техники, как это требует престиж Советского союза на совет­ ском Северо-Востоке». Регулярные рейсы к устьям рек ЯАССР, без аварий и зимовок, вполне возможны. Несмотря на более мощный, сравнительно с Карским мо­ рем, лед, рейсы эти протекают в более безопас­ ной, чем на западе, обстановке, вследствие дви- , жения вдоль берега, прогалиной чистой воды, с однолетним битым льдом, образующейся уже в июле. Все задержки судов сосредоточива­ ются в немногих определенных пунктах: «Серд­ це Камень», «Северный», «Шалауров», «Бара­ нов», т.-е. там, где береговая полоса пересека­ ется далеко вдающимися в море скалистыми мысами. Преодоление образующихся здесь ледя­ ных перемычек, в 5-10 миль шириной, нахо­ дится в пределах возможностей современной тех­ ники. В некоторых случаях вполне реально ста­ вить вопрос об изменении фарватера. Шалауров отделен от берега несудоходным проливом, Север­ ный — перешейком гальюн в 30 метров шири­ ной, через который в истекщем году экспедиция ВОГВФ перетащила свои «кавасаки»,2миновав непосильные для них льды и благополучно при­ дя в Колыму. В то же время наличие в недавнем прошлом годов с очень тяжелым состоянием льда в морях Чукотском и Восточно-сибирском, заста­ вляет уделить 'особое вниманий кабботажу между Леной и Колымой, где льды, обычно, легче и раз­ реженнее, чем на Востоже. С проведением желез­ ной дороги ж Лене, с возникновением по Лене не­ обходимого нолуморского флота, последнее напра­ вление для снабженческих грузов в Яну, Инди­ гирку, в некоторые годы в Колыму, стане® при­ обретать вое большее и большее значение. Несмотря на ясные перспективы и полную обеспеченность снабжения Колымско-Индигирско- го края Северным морским путем, в случае 00 3 Моторные катера японского типа.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2