Сибирские огни, 1932, № 6
До самого последнего нремеаи Северный мор еной путь к устью Колымы не имел ни одной гидрометеорологической радиостанции. Только в в 1931 г. на мысе Северном (Рыркарций) с па рохода «Лейтенант Шмщт» была выгружена пер вая радиостанция; но установка эта не является сознательным плановым шагом оборудования мор ского пути. Выгруженная на мысе Северном ра диостанция предназначалась головотяпами для заброски вглубь Чаунской губы. Радиостанция на мысе Северном была установлена по инициативе командования пароходов и нескольких находив шихся- на них ответственных работников, вопре ки намерениям дальневосточных головотяпов. Значение радиостанций для полярной навига ции огромно. Радиостанции, помимо своих пря мых функций, — связи и информации о состо янии льда, дают возможность организации мете орологической службы в полярных рейсах. В на стоящее время, благодаря значительному охвату Карского моря радиостанциями, во время Карских экспедиций командование получает весьма точ ные предсказания погоды, столь важные для учета движения и состояния льда. Для Карского моря ежегодно даются долгосроч ные метеорологические прогнозы, «деланные на основании обработки данных полярных радиостан ций и др. научных данных. Состояние льда в предстоящую навигацию в Карском море обычно задолго до навигации известно, сообразно с чем, отчасти, происходит снаряжение экспедиции. Подобные' предсказания совершенно невозмож ны для восточных полярных ■морей, вследствие почти полного отсутствия там гидрометеорологи ческих радиостанций. Вместо научных методов у дальневосточных моряков широко распространено убеждение, при нявшее характер предрассудка, согласно которо му тяжелые ледовитые годы повторяются каж дые 4-5 лет. Слабая тень подобной переодично- сти, как мы видели, действительно наблюдается. Однако, в Карском море, где такая периодичность выражена гораздо яснее, она никогда не приме нялась для практических целёй; на востоке лее эго был единственный суррогат, которым пользо вались для долгосрочных прогнозов. Гораздо с большим успехом дальневосточные полярники могли бы применять закон оппозиции состояния льда в западных и восточных поляр ных морях Евразии. Благоприятный прогноз для Карского моря в 1931 г. мог бы послужить хо рошим предупреждением дальневосточным поляр никам, Однако, этот метод совершенно не был известен руководителям полярной навигации на востоке и никогда в Колымских рейсах не при менялся. \ 1931 году каштаны пароходов «Колыма», «Лейтенант Шмидт» и шхуны «Чукотка» шли в волной уверенности, что «год будет легким», так как все ледовитые сроки давно прошли. Капитаны шли вслепую. Ни одна радиостанция не могла известить их, что в действительности состояние льда противоположно их ожиданиям. Первой в Северное Ледовитое море вошла «Чу котка», Первый груз «Чукотка» выгрузила в середине июля (для фактории мыса Ванкарем) на лед берегового припая. Прибрежная берего вая полынья еще не образовалась; но, имея в перспективе рейс к о-ву Врангеля, также сплани рованный в расчете на легкий лед, «Чукотка» настойчиво пошла вперед, войдя в опасную вто рую полынью, в ледяную трещину, образовав шуюся в десятке миль от берега. «Чукотка» шла, разумеется, надеясь, что состояние льда впереди будет лучше. Если бы, например, на мысе «Северном» была радиостанция, которая известила бы «Чукотку» о том, что лед у мыса Северного совсем еще не вскрывался, «Чукотка», несомненно, осталась бы у Ванкарема, ожидая улучшения состояния льда. «Чукотка» осталась бы невредимой... Судьба «Чукотки» известна. Льды в прогали не сошлись, шхуна подверглась страшному сжа тию, дала сильную течь, была брошена своей командой и погибла со всем грузом. Убытки ис числяются до 1.000.000. золотых рублей. На эти деньги можно было бы содержать необходимое количество радиостанций на всем участке от •Уэлена до Колымы лет пятьдесят. Пароходы «Колыма» и «Лейтенант Шмидт» благополучно дошли до< мыса «Северного», где встретили очень тяжелые льды и простояли 20 суток. Пароходы пришли к устью Колымы 29 августа. В таком, сравнительно позднем, приходе судов не было бы никакого риска, если бы у ру ководителей рейсов к устыо Колымы была хоть тень сознания, что разгрузочно-погрузоч- ные операции являются неот’емлемой частью самого полярного рейса и что организация их является столь же обязательной, в полярных условиях, как и самый рейс. У нас уже вырабо таны превосходные методы работы в полумор- ских условиях. На р. Оби, например, имеющей еще более мелководный бар, чем Колыма, для разгрузочных работ создан специальный флот. Мощный лихтер или рейдовая баржа, воору женные электрическими лебедками, становятся борт к борту с морским парох-одом и через не сколько дней расходятся в обратный путь. Для того, чтобы решить вопрос разгрузки, а также нормальной заброски грузов в различные пунк ты р. Колымы, нужен был бы всего один реч ной буксир и пара рейдовых барж, стоимость которых не превысила бы стоимости одной ив
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2