Сибирские огни, 1932, № 6

вмвна&э итин полярная навигация на востоке ( о к о н ч а н и е ) Совершенно противоположную картину пред- 111. К о л ы м С Н И е р е Й С Ы ставляет собой восточный варит Северного мор- С о в т о р г ф п о т а свого ПУ™' Гге- полярные рейсы к устьям рек ЯАССР. В то время, как двенадцатияетний опыт пути надо считать окончательно решенным. Через советских карских экспедиций показал, что Арк- Карсвое море к устьям Оби и Енисея ежегодно т щ побеждается путем радио, авиоразведкп, приходят до 50 морских пароходов (по 3000-6000 плановой социалистической организации, на вос- товн), при чем указанное количество определяет- токе не было сделано решительно ничего для обо- ея отнюдь не естественными условиями навига- рудования Северного морского пути. Рейсы к. ции, а количеством наличного груза, который уСТЬЮ Колымы совершаются при том же (или весь, без остатка, принимается к перевозке. Для худшем) устаревшем, техническом вооружении, размера Карских экспедиций решающим является ш ; и 20' лет назад экспорт из бассейнов Оби и Енисея. Количество ц Ш 1 г. к устью Колымы впервые нриш- экспорта в настоящее время в десятки раз отста- м ц Д <<к,олша>> и небольшая американская ет от пропускной способности Северного Морского ш «Киттшейк». 1911 год был годом мало- пути, несмотря на огромные естественные богат- «довитым на востоке. Однако, каштан «Колымы», ства этих бассейнов. Поэтому, на основе Северно- щ осяовшнии св,оего шыта1 заявил, чт0 рейсы го морского пути, север Сибири начинает инду- к уСТЬЮ р 6КИ Колымы должны совершаться На. стриалнаироваться ускоренным темпом. Создали- епециальн^ для эгих рейсов построенных судах, отческая стройка охватила почти совершенно С(>ветские т я ярт т повторяли то же само* пустынные прежде районы. На берегу Игарской м g Но ,в Ш 1 ,как в Ш 1 в пол протоки Енисея, за полярным кругом, в три года ный gc пошда та ^ етаршпаяся на 20 лет возник портовой город с тремя лесозаводами, гра- <<KJ Dia>> н еще менее приспособленный для фитовои обогатительной фабрикои, электростан­ цией. Количество населения нового города равня­ ется шшщне населения всего Туруханского края: Еще севернее, в Усть-Енисейском порту, построен рыбо-диче-консервный завод. Развивается *графи- товая, каменноугольная, лесная промышленность, добыча высокоценных ископаемых т т. д.2 тяжелых морских льдов «Лейтенант Шмидт». В носовой части судов, как в 1911 году, были по­ ставлены деревянные распоры. Этим ограничива­ лось приспособление судов для полярного плава­ ния.3, Вопрос о западной части Северного морского- 3 В 1912 году вместо «Колымы» в полярный 2 Необходимо подчеркнуть, что в'се эти успе- рейс пошел пароход «Котик», в последствии хи, являющиеся следствием благоприятных ус- «Ставрополь». С тех пор «Колыма» и «Ставро- ловий, очень относительны. Комсеверлуть, по-ль» сменяли друг друга. Н. И. Евгенов за_ организация, которой поручено, в значи- метил по поводу этих судов: «Нельзя -сказать, тельной мере, дело социалистического ос- чтобы правлением Доброфлота отправлялись бы военвя севера на оонове Северного морско- по пути не выполнила своего пятилетнего пла- в Колымский рейс лучшие и наиболее прочные суда, а скорее наоборот» (см. цлт. статью). на более, чем на 50 проц., а на востоке почти Деляческая политика Доброфлота: без всяких ничего не сделала. Огромные ресурсы севера изменений продолжалась и продолжается Сов- требуют гораздо большего внимания. В осо- торгфлотом. Несколько лет назад по настоянию ценности недопустимым является отставание Якутского правительства, Совет труда и Обэ- •троительства речного и морского флотов. |роны обязал Совторгфлот приобрести для по- Карские экспедиции обслуживаются почти лярнух рейсов два специально для этих рейсов исключительно иностранными торговыми су- построенных судна. Тип этих судов был вы-ра- цами. На большинстве рек Сибири нет ни од- ботан комиссией, 1 в 0 -зглавлявшейся Н. И. Е-вге- -гого парохода. Капиталовложений Комсеверо- новым. Для приобретения судов Совторгфлоту туги, порядка 10-15 млн. в год, едва до-статоч- gbMa отпущена достаточная сумма в иностран- 1 0 на развитие 2-3 точек по Енисею, для ч е т , валюте. Однако, Совторгфлот не только не разумеется, совершенно не нужен дорогой приобрел судов для полярных рейсов, но и во- — BS и|стратил ни кооеййи из отпущенной -суммы, пока -через, 3-4 года,она не -была у не­ го из’ята в силу финансовой дисциплины. Ав ­ торы этого вредительства до e ta пор к ответст­ венности не привлечены. разветвленный аппарат, со всевозможными от <елами, отделениями, управлениями и -унол-но шченными.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2