Сибирские огни, 1932, № 5
Вот, например, элементы нового подхода, но вого освещения казалось бы старой, затаскан ной темы о ледоходе, темы, на которую напи саны горы созерцательных беспредметно-лири ческих стихотворений. Нахлынуло солнце, И мало места В реке молодой воде. Она поднажала И лед треснул, Треснул и загудел. ...Красоты свои сажает природа. По пашням, по рощам, по огородам. ...С телегой, с плугом, с мазью колесной, Встречает колхоз большевистскую весну. Но вот в такую хорошую пору Кулак у колхозов ворует селькоров. , В весеннюю пору Без шума, без выстрелов Селькоровский рот затыкается кепкой, Селькора хватает Течение быстрое И прет по -волнам, Как сосновую щепку. Течение охватило и унесло. И кажется — нет в колхозе селькора. Но здесь свое ремесло Бросает в деревню пород. ...Пусть воды весенние бойко текут, И токарь и слесарь — ответ кулаку. Смотрит слесарь на вод разлив И говорит: —- Вот, чо'рт возьми, Не зря это мы Да такую природу Решили подвинуть Поближе к заводу. (В. Сидоров, «В ледоход»). Весьма интересны в этом, плане, в плане по- кава нового мирочувствования, нового воспри ятии природы, стихи ударников, в которых опи сывается рабочее утро. Молодая провинция! Бешеным гулом Начинается день на расшатанных сваях, И меня, как других -ожидает работа, И в знакомой толпе Напряженной и быстрой, Я узнаю ровесников на поворотах: По широкому шагу, По лепному свисту. Как я рад, что наверно И -в Замоскворечьи, И на шахтах Донбасских В окраинной гари, Одинаковым шагом, Одинаковой рсч>.ю Как паролем, роднятся ударные парии. (Ю. Черкасский «Утро в провинции». См. также «Рассвет Болотникова» и «Утро» В. Си дорова). Органическая связь с практикой рабочего класса!, показ живых, конкретных участков соц- строительства, показ элементов нового комму нистического отношения к труду, — вот, в ос новном, то новое, что ' несут ударники (и в частности поэты-ударники, авторы «Переклич ки») в нашу пролетарскую литературу. Конеч но, не все. написанное ударника и стоит на достаточной идейной и художественной высоте. И на многих произведениях «Переклички» сказывается низкий мировоззренчен-ский уровень авторов —■и, как результат этого, — схема тизм, неумение поднять произведение до глу боких социальных обобщений, неумение овла деть формой и т. д. И все же, несмотря на от дельные недостатки, сборник «Перекличка» яв ляется заметной вехой на пути перестройки пролетарской поэзии, на пути '.роста новых по этических кадров из среды рабочего класса. «Перекличка»—яркое доказательство того, что для разговоров о кризисе пролетарской поэзии нет никаких оснований. Овладевая маркоистско-л-енивоким миро воззрением, диалекшюо-материалисгическим ху дожественным методом, органически включаясь в практику рабочего класса, наши поэты су меют преодолеть -отставание, 'аушеют создать магнитострои поэзии. В. искател» нэозслей кива спутник х|иигана И. Грязков — «Искатели мозолей», повесть для детей среднего и старшего возраста, «Мо- * лодая Гвардия», 1931 г., тир. 50100, стр. 220; ц. 65 к. 4'i Начинается так: —• Счастливый путь, хоть »ек не будь! — Эй, увидите своих — кланяйтесь нашим... — До свиданья, милые созданья.... И на кого ■вы нас «покидаете! Колька, плач, прохвати ла, скорее». Можно наверняка сказать, что вы не угада ете по этому отрывку социальное лицо участ ников диалога. Эти плоские мещанские шу точки можно отнести и к теплой компании под выпивших торговцев, и к провинциальному ге рою - любовнику с гИтарой, и к любой мелко- буржуавной группе населения с очень ограни ченным KpvroM зрения, интересов и вкусов. Однако И. Грязно®, ав+op повести «Искатели мозолей», повести, рассчитанной на детей сред него и старшего возраста, этими словами изображает сценку прощания пионеров с то варищами, уезжающими в летние лагери. Этот базарный лексикон автор выдает за разговор наших советских пионеров, нашей смены. Для полноты впечатления приведем еще один маленький диалог. Разговор происходит между пионерами-активистами. — «...Ну, станет ли девчонка (?) описывать про омнибусных лошадей и про как)ие-то гли- нолиты? Да никогда! Другое дело альбомные стишки «Прошу вас, милые друзья, хоть стро-ч-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2