Сибирские огни, 1932, № 5

Вот, например, элементы нового подхода, но­ вого освещения казалось бы старой, затаскан­ ной темы о ледоходе, темы, на которую напи­ саны горы созерцательных беспредметно-лири­ ческих стихотворений. Нахлынуло солнце, И мало места В реке молодой воде. Она поднажала И лед треснул, Треснул и загудел. ...Красоты свои сажает природа. По пашням, по рощам, по огородам. ...С телегой, с плугом, с мазью колесной, Встречает колхоз большевистскую весну. Но вот в такую хорошую пору Кулак у колхозов ворует селькоров. , В весеннюю пору Без шума, без выстрелов Селькоровский рот затыкается кепкой, Селькора хватает Течение быстрое И прет по -волнам, Как сосновую щепку. Течение охватило и унесло. И кажется — нет в колхозе селькора. Но здесь свое ремесло Бросает в деревню пород. ...Пусть воды весенние бойко текут, И токарь и слесарь — ответ кулаку. Смотрит слесарь на вод разлив И говорит: —- Вот, чо'рт возьми, Не зря это мы Да такую природу Решили подвинуть Поближе к заводу. (В. Сидоров, «В ледоход»). Весьма интересны в этом, плане, в плане по- кава нового мирочувствования, нового воспри­ ятии природы, стихи ударников, в которых опи­ сывается рабочее утро. Молодая провинция! Бешеным гулом Начинается день на расшатанных сваях, И меня, как других -ожидает работа, И в знакомой толпе Напряженной и быстрой, Я узнаю ровесников на поворотах: По широкому шагу, По лепному свисту. Как я рад, что наверно И -в Замоскворечьи, И на шахтах Донбасских В окраинной гари, Одинаковым шагом, Одинаковой рсч>.ю Как паролем, роднятся ударные парии. (Ю. Черкасский «Утро в провинции». См. также «Рассвет Болотникова» и «Утро» В. Си­ дорова). Органическая связь с практикой рабочего класса!, показ живых, конкретных участков соц- строительства, показ элементов нового комму­ нистического отношения к труду, — вот, в ос­ новном, то новое, что ' несут ударники (и в частности поэты-ударники, авторы «Переклич­ ки») в нашу пролетарскую литературу. Конеч­ но, не все. написанное ударника и стоит на достаточной идейной и художественной высоте. И на многих произведениях «Переклички» сказывается низкий мировоззренчен-ский уровень авторов —■и, как результат этого, — схема­ тизм, неумение поднять произведение до глу­ боких социальных обобщений, неумение овла­ деть формой и т. д. И все же, несмотря на от ­ дельные недостатки, сборник «Перекличка» яв­ ляется заметной вехой на пути перестройки пролетарской поэзии, на пути '.роста новых по­ этических кадров из среды рабочего класса. «Перекличка»—яркое доказательство того, что для разговоров о кризисе пролетарской поэзии нет никаких оснований. Овладевая маркоистско-л-енивоким миро­ воззрением, диалекшюо-материалисгическим ху­ дожественным методом, органически включаясь в практику рабочего класса, наши поэты су­ меют преодолеть -отставание, 'аушеют создать магнитострои поэзии. В. искател» нэозслей кива спутник х|иигана И. Грязков — «Искатели мозолей», повесть для детей среднего и старшего возраста, «Мо- * лодая Гвардия», 1931 г., тир. 50100, стр. 220; ц. 65 к. 4'i Начинается так: —• Счастливый путь, хоть »ек не будь! — Эй, увидите своих — кланяйтесь нашим... — До свиданья, милые созданья.... И на кого ■вы нас «покидаете! Колька, плач, прохвати ­ ла, скорее». Можно наверняка сказать, что вы не угада­ ете по этому отрывку социальное лицо участ­ ников диалога. Эти плоские мещанские шу­ точки можно отнести и к теплой компании под­ выпивших торговцев, и к провинциальному ге­ рою - любовнику с гИтарой, и к любой мелко- буржуавной группе населения с очень ограни­ ченным KpvroM зрения, интересов и вкусов. Однако И. Грязно®, ав+op повести «Искатели мозолей», повести, рассчитанной на детей сред­ него и старшего возраста, этими словами изображает сценку прощания пионеров с то­ варищами, уезжающими в летние лагери. Этот базарный лексикон автор выдает за разговор наших советских пионеров, нашей смены. Для полноты впечатления приведем еще один маленький диалог. Разговор происходит между пионерами-активистами. — «...Ну, станет ли девчонка (?) описывать про омнибусных лошадей и про как)ие-то гли- нолиты? Да никогда! Другое дело альбомные стишки «Прошу вас, милые друзья, хоть стро-ч-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2