Сибирские огни, 1932, № 5

6© eBS3 tffl п е р е к л и ч к а «Перекличка», сборник стихов творческого об’единения МАПП «Напоютовская смена». ГИХЛ. >1932, стр. 112, тир. 6000, ц. 1 ip. 8 0+ 35 к. В этом сборнике наряду с определившимися пролетарскими поэтами, имеющими свои к и - Ги (А. Гидаш, Н. Полетаев, А. Сурков, В. Гу­ сев, С. Щипачев, А. Благов), выступает поэти­ ческий молодняк, рабочие ударники, призван­ ные в литературу i(A. Сухарев, В. Сидоров, В. (Резчиков и др.). «Перекличка» — серьезное достижение на (Ьпонгге пролетарской поэзии. Сборник свиде­ тельствует о значительном мировоззренческом, идейно-политическом росте таких, уже более или менее -выявившихся молодых поэтов, как Сурков, Гусев и др. Сборник свидетельствует и о значительных творческих успехах рабочих поэтических кадров, несущих в пролетарскую поэзию новые темы, элементы качественно-но­ вого восприятия мира, зачатки подлинно про­ летарской лирики. А. Сурков представлен в сборнике тремя сти­ хотворениями i(«Песня красных фронтовиков», «Песня безработных» и «Вольный город Гам­ бург»), По сравнению со многими романти- чеоки-приподнятыми, ученическими стихами его первой книги («Запев») — данные стихи говорят о серьезном идейном и 'качественном росте Суркова. Прежде всего положительным является самый факт устремления поэта к ин­ тернациональным темам, к изображению бурно растущего кризиса капитализма, к показу рево­ люционной борьбы пролетариев Запада. Эти темы еще слабо разработаны в нашей поэзии. Сурков является одним из пионеров в этой об­ ласти. Но достаточно привести несколько при­ меров, которые ясно показывают, что эти ответ­ ственные темы разработаны поэтом с достаточ­ ной идейной глубиной. Над Гамбургом изнемогает день, Сентябрьский день бескровный и нежаркий. Сегодня вновь вечерний бюллетень Показывает швшкенье марки. Опять в торту простой и недогруз, Опять на бирже паника и крахи. Делец устал, осунулся, обрюзг, Он курсы дня просматривает в страхе. Под рыхльгм сеодцем вырастает ком, Виски дельца в узорах синих жилок, И багровеет над воротником Епо апоплексический затылок. («Вольный город Гамбург») И на этом фоне кризиса и краха—все яр­ че разгорается классовая борьба пролетариа­ та против банкиров и фабрикантов, против их елмг социал-предателей и фашистов. .Запомни, что долгие годы под ряд Тебя продает социал-демократ, Что надо скорее гневной рукой Взорвать этот мертвый, тюремный покой. Вставай! Баррикаду построй до зари,! Твой выбор свободен, черт побери! Подходит вплотную решающий час. Братается с Руром советский Донбасс, Быть взрыву. Запальный кончается шнур, Близка справедливейшая из диктатур. Расти, наша ненависть! Ярче гори! Труд будет свободен, черт побери i («Песня безработных») Те же темы — о положении рабочего клас­ са в современной капиталистической Европе, о нарастании революционного под’ема — р а з ­ рабатывает и пролетарский венгерский поэт А. Гидаш <стихи из цикла «Эва», перевод А. Роом). «Эва» Гидаша — показательный обра­ зец того, как личную, лирическую тему проле- таоский поэт может развернуть до глубокого социального обобщения. Перед нашей поэзией во весь рост встает задача создания пролетарской лирики. В пере­ довой, посвященной второму производствен ному совещанию поэтов. «На литературном посту» ('№ 10. апрель 1932 г.) пишет: «Более чем когда бы то ни было в настоя­ щее время расширяется и распрямляется лич­ ность, личность активного и ©оаиатифйего строителя бесклассового общества; более чем когда1 бы то ни было углубляются и многооб- разятся ее эмоции, ее мысли — весь строй со­ знания и, естественно, что заявка на пролетар­ скую лириму становится все более настойчи­ вой». И те, правда, робкие и немногочисленные по­ пытки создания пролетарской логики, которые имеются в некоторых произведениях «Перекли­ чки», говорят о том, что пролетарская поэзия встает на путь оплаты того счета на лирику, который ей пред’являет наша эпоха, эпоха не-t бывалой переделки человеческого материала. На примере некоторых стихов «Переклички^ видно, как любая тема нашей богатой и много­ сторонней действительности может стать те­ мой лирического произведения. _ л Вот, .например, лирические 'строки ю 'займе: «Мать про заем дополнительный тычет Робкий, беззубый протест из угла, Для нее заем — это вычет; Для меня это — вклад. 4 Она проверяет тиражные таблицы., И все ей стотысячный выигрыш снится. А я с этажерки газеты тащу И выигрыш тоже упорно ищу. Про Днепрострой прочтя телеграмму, Мне 'хочется крикнуть — «я выиграл, мама». (В. Вартанов, «Чем мы богаты?»)

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2