Сибирские огни, 1932, № 5
>рьбе, как бы говоря этим: вот какие люди нуж- ы; делай и ты так же. Можно сделать иначе, ясатель не изображает положительного героя, ; говорит о том, что и как, нужно делать, но но- >ствование строится так, что читатель невольно гмает: вот как нужно сделать, вот какие люди fffiHbi. Пример последнего построения — «Раз- >г» Ставского. Ставский показывает плохое i-ртийн-ое руководство в станице; говоря о борь- > с кулачеством, юн не доводит рассказа до мо- >нта ликвидации кулачества, как класса. Но ;юсказ ведется так, что читатель не столько уждает плохих партийных руководителей, только желает, чтобы на их место стали насто- цие, при чем ясно представляет, какими они лжны быть и как действовать. Ликвидация ку- ьчества не показана, но, закрывая,книгу, чита- ль убежден в необходимости именно этого, а иного какого этапа борйы. Каждый из этих способов имеет свои достоин- ®а, каждый достигает цели. Право писателя йрать тот или другой.' Никитин выбрал второй, избирая его повесть, мы должны сказать, пра- 1Льво ли он использовал материал, достиг ли ставленной цели. Но вряд ли основательно уп- кать писателя, что он прибег ж этому, а ие гому способу, решил задачу (говоря арифмети- ским примером) не приведением к единице', а тем пропорции. Решил ли автор задачу? Показать проф. Кроту, что как раз в тот мо- нт, когда, по его мнению, он поднимается на зоблачные высоты беспартийной, внеклассовой, ободной от «узкого практицизма и делячества» ужи, он терпят крах именно как ученый и мы- итель, что его наука ценна только тогда, ког- она служит делу сюцстроительства, значит, мается, решить задачу — и (решить правяль- . А Кротов (ведь немало, и они далеко не худ-- 1 Й элемент в своей среде. Специалистов старой солы нельзя валить в одну кучу. Многие из х хотят работать заодно с рабочим классом, обы проявить инициативу (как Крот), но при ом могут впадать в ошибки, думая, в то же * , что они делают важное и нужное дело. I ним нужно проявлять побольше внимания и эоты», между прочим, и в этом отношении, жазать это читателю — разве не значит ре- пъ задачу? В повести не изображена классовая борьба в уже, говорит т. Терентьев. Однако, в повести гь побежденный. Его победил рабочий класс оим планомерным, рассчитанным упорством в роигельстве новой жизни, и он принужден ать свои позиции в области науки. Если есть бежденные и победители, значит, есть и борь ба, а так как позиция сданы в науже, то очевид но, борьба науки касалась. Разве классовую борь бу в науке должны вести непременно ученые? Если бы это было гак, иешого бы успел проле тариат в этой борьбе; ведь в начале борьбы уче ных у него было куда как мало. Вредительство старых специалистов не раз изображалось в литературе (хотя бы в «Ведущей оси» Ильенкова или, в сибирской беллетристике, в «Огнях лесозавода»). Но «само поведение ак тивных вредителей на известном судебном про цессе в Москве должно было развенчать и дейст вительно развенчало идею вредительства» (Ста лин). Пора и в литературе от политики разгрома переходить к другим установкам. Никитин был прав, не вводя в -свою повесть вредителей. Зато он, правда, бегло, эскизно, дал фигуры научных мертвецов (проф. Брюн, Столов), вое еще хватаю щих живых, мертвецов, довольно ловко умеющих показать, что они еще не умерли (речь Отолова). Л не хочу всем этим сказать, что повесть Ни китина совершенно безукоризненна, перл в своем роде. Недостатки в ней, конечно, есть. Напр., ме жду Нилой, сотрудницей Крота, и директором совхоза, очевидно, назревает роман. Беды в этом никакой нет: дело молодое. Но роман •этот не сколько затемняет идею повести. Не совсем яс но, почему Нина разочаровалась в своем учите ле, в -своем прежнем понимании научной рабо ты: то ли она ясно осознала их ненужность, то ля увлеклась директором. Найдутся и другие не достатки. Но каковы бы они ни были, автор ста вит перед собой жизненный, острый вопрос и к решении его идет по правильному пути. Это де лает его повесть интересной и ценной. Несколько замечаний о критике — в заклю чение. Права критики, в особенности критика не про фессионала, а рядового читателя, который и есть настоящий потребитель литературы, очень об ширны. Он может судить обо всем, начиная с выбора темы и кончая малейшими деталями ху дожественного произведения.. Обычно этими пра вами пользуются неограниченно, особенно в во просе о выборе темы. Если писатель изобразил колхоз, его упрекают, почему он не написал о за воде; если он пишет о специалистах — почему не говорит о рабочих и т. д. Вмешательство этого рода часто Еполне законно. Когда советскому чи тателю преподносят трехтомный роман об откры тии мощей или о любви параличного купца 20-х годов прошлого века к модной барышне, он в праве сказать: «Зачем это нужно? Напиши луч ше о нашем бухгалтере». Но следует признавать права и за писателем. Допустим, что он взял сов ременную и нулшую, хотя бы и маленькую тему. В этом случае упрекать его за то, что он не вы брал другой, не расширил взятой в сторону, при ятную тому или другому критику, пожалуй, не
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2