Сибирские огни, 1932, № 5
подавать малышам природоведение. Самолюбие, тщеславие? Возможно. Но оценка своих сил пра' вильнал. Случай приходит на помощь профессору. Слу чайность здесь вступает, «а® необходимое зйно, и !в 'развитие мыслей профессора и в развитие самого рассказа. Неподалеку от стоянки экспеди ции обнаружились какие-то ископаемые кости. Беглое ознакомление с находкой убеждает про фессора, "что он «толк-нулся с чрезвычайно ред ким экземпляром ископаемого индрикотерия — безрогоноеорога. Находка имеет мировое значение в палеонтологи®. Наука, несомненно, обогатится, будут сделаны интересные и важные выводы о прошлом данного края. Эквивалент апатитов най ден. Силы и деньги истрачены пе зря. Какой-ни будь почвоведшрактаканг и не занодозрел бы всей ценности находки. Для этого нужно быть именно таким высоким специалистом, как проф. Крот. Чрезвычайно удачно, что он оказался на месте. Экспедиция всецело уходит в раскопки. Скелет . ингцрЕОМиерия (редкий по своей сохранности) выкопан,, упакован, отвезен в город. Перевозка удается нелегко. Экспедиция ставят препятствия. Директор 'СЮйхоза отнимает у ней , транспорт. Но профессор энергичен, настойчив и добивается своего. Однако, найденный им, скелет сразу же начинает играть неожиданную, совсем неподхо дящую для мирного ископаемого роль. С профес сором в экспедиции работает студентка Нина, бу дущая' а сп и р а т» и вероятная! преемница по ва-> федре. До сих пор она была горячей поклонницей своего учителя. «В ее будущем, с поправками на современность, повторялось прошлое проф. Кро та». (Ей пришлось с’ездить за ящиками для упа ковки носорога в соседний совхоз. Она познако милась <с горячей работой соввиш, побывала иа полевом собрании (рабочих, — и мечты о профес сорской карьере поблекли. По приезде в город, она об’явила Кроту, что ра!боту у него броюает, создает ударную группу по изучению методов ис следования почв и весной выезжает с ней в сов хоз. У проф. Крота нет больше преемницы, неко му продолжать линию его научной работы. Дру гой его помощник, Сергей Сергеич, которого он считал узким шепиалистом, неспособным вырос та в ученого мыслителя (каким Крот считал се бя), на собрании во время отчета об экспедиции укоряет профессора именно в отсутствии широко го взгляда на научную работу, в поверхносностд. Если бы Крот учел бурный прогресс науки, выз ванный тациалистичвским строительством, он пи бросил бы порученного ему дела, не погнался бы за эффектной находкой. Даже пионеров, обнару живших носорога, профессор, несмотря, на свои старания и увлекательные об’яснения, не может заинтересовать расколками: они предпочитают работать в совхозе. В сущности, еще до приезда ,® город он, благодаря своему индрикотерию, ос тался совершенно одиноким. А его сообщение редкостной и высокоценной находке, 'Сделанное «Обществе по изучению производительных си Сибири», вызвало отношение, которое совеем ег доканало. Один из ораторов, человек, правда, в ученый, сказал прямо ® резко: -«Я, товарищ! уважаю науку. Но я не уважаю ту науку, кок рая в период напряженнейшем еоцпалистичемн го строительства занимается зряшными делам 1 Я не хочу сказать, что допотопные носороги в нужны науке, они, конечно, нужны, но для ни нужно знать время». И только один- сочувствег ник оказался у Крота, мертвец от науки про:) Брган, один из тех, кого Крот презирал, за «и никчемные монографии о скакунах и жужелг цах». Профессор потерпел полное крушение. О еще пе мертвец, «неизвестно еще, что с ним 6} дет. У пето еще пет двухтомной монографии скакунах и жужелицах. Но она может появип ся, она может появиться, потому что ветер ei покинул — ветер времени». Автор покидает своего героя, как на кладб 1 ще, в его музее, посреди мамонтов н птеродд] тилей. Он не говорит, что дальше станется с низ похоронит ли он себя среди 'своих ишжаемь: пли 'спустится с «высот» чистой науки, чтоб отдать 'свои знания насущным нуждам строигел! ства. Однако, не верится, итобы он пошел I самопогребение. Умирать ему не хочется, а т что его может окончательно погубить, он разгз. дел п понял. «Ученого коммуниста, являющегося активны борцом (на фронте социалистического страительс ва» в повести, действительно, нет. И еще вопро как подействовал бы его пример на такого убез денного одиночку, как проф. Крот. Но автор з ставил его прийти ж убеждению, что он шел н верным путем, заставил понять, где лежит пр вильвая дорога, не посредством назидательно примера; Крот осознал это в процессе собстве ной своей работы. Может быть, вокруг него ей нет настоящих работников, борцов за еоцстр <1 тельство, но он теперь знает, что они настоятел но нужны, и знает, какими они должны быт Дальнейший выбор заажоиш от него самого. Е молодые сотрудники этот выбор уже 'сделали. Все это сделал «безрогий» носорог. Вряд ; за это его можно считать «обезроженным». Во. он помог отрезать начисто целую полосу нау^ш традиции, которую вел далеко не плохой пре ставитель ’ старой школы и которую собирали продолжать его советские ученики. Есть разные способы воздействия на читател в частности, по-разному можно внушать «пол жительные» идеи. Можно показать ему полож тельного героя в его созидательной работе _____
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2