Сибирские огни, 1932, № 5

подавать малышам природоведение. Самолюбие, тщеславие? Возможно. Но оценка своих сил пра' вильнал. Случай приходит на помощь профессору. Слу­ чайность здесь вступает, «а® необходимое зйно, и !в 'развитие мыслей профессора и в развитие самого рассказа. Неподалеку от стоянки экспеди­ ции обнаружились какие-то ископаемые кости. Беглое ознакомление с находкой убеждает про­ фессора, "что он «толк-нулся с чрезвычайно ред­ ким экземпляром ископаемого индрикотерия — безрогоноеорога. Находка имеет мировое значение в палеонтологи®. Наука, несомненно, обогатится, будут сделаны интересные и важные выводы о прошлом данного края. Эквивалент апатитов най­ ден. Силы и деньги истрачены пе зря. Какой-ни­ будь почвоведшрактаканг и не занодозрел бы всей ценности находки. Для этого нужно быть именно таким высоким специалистом, как проф. Крот. Чрезвычайно удачно, что он оказался на месте. Экспедиция всецело уходит в раскопки. Скелет . ингцрЕОМиерия (редкий по своей сохранности) выкопан,, упакован, отвезен в город. Перевозка удается нелегко. Экспедиция ставят препятствия. Директор 'СЮйхоза отнимает у ней , транспорт. Но профессор энергичен, настойчив и добивается своего. Однако, найденный им, скелет сразу же начинает играть неожиданную, совсем неподхо­ дящую для мирного ископаемого роль. С профес­ сором в экспедиции работает студентка Нина, бу­ дущая' а сп и р а т» и вероятная! преемница по ва-> федре. До сих пор она была горячей поклонницей своего учителя. «В ее будущем, с поправками на современность, повторялось прошлое проф. Кро­ та». (Ей пришлось с’ездить за ящиками для упа­ ковки носорога в соседний совхоз. Она познако­ милась <с горячей работой соввиш, побывала иа полевом собрании (рабочих, — и мечты о профес­ сорской карьере поблекли. По приезде в город, она об’явила Кроту, что ра!боту у него броюает, создает ударную группу по изучению методов ис­ следования почв и весной выезжает с ней в сов­ хоз. У проф. Крота нет больше преемницы, неко­ му продолжать линию его научной работы. Дру­ гой его помощник, Сергей Сергеич, которого он считал узким шепиалистом, неспособным вырос­ та в ученого мыслителя (каким Крот считал се­ бя), на собрании во время отчета об экспедиции укоряет профессора именно в отсутствии широко­ го взгляда на научную работу, в поверхносностд. Если бы Крот учел бурный прогресс науки, выз­ ванный тациалистичвским строительством, он пи бросил бы порученного ему дела, не погнался бы за эффектной находкой. Даже пионеров, обнару­ живших носорога, профессор, несмотря, на свои старания и увлекательные об’яснения, не может заинтересовать расколками: они предпочитают работать в совхозе. В сущности, еще до приезда ,® город он, благодаря своему индрикотерию, ос тался совершенно одиноким. А его сообщение редкостной и высокоценной находке, 'Сделанное «Обществе по изучению производительных си Сибири», вызвало отношение, которое совеем ег доканало. Один из ораторов, человек, правда, в ученый, сказал прямо ® резко: -«Я, товарищ! уважаю науку. Но я не уважаю ту науку, кок рая в период напряженнейшем еоцпалистичемн го строительства занимается зряшными делам 1 Я не хочу сказать, что допотопные носороги в нужны науке, они, конечно, нужны, но для ни нужно знать время». И только один- сочувствег ник оказался у Крота, мертвец от науки про:) Брган, один из тех, кого Крот презирал, за «и никчемные монографии о скакунах и жужелг цах». Профессор потерпел полное крушение. О еще пе мертвец, «неизвестно еще, что с ним 6} дет. У пето еще пет двухтомной монографии скакунах и жужелицах. Но она может появип ся, она может появиться, потому что ветер ei покинул — ветер времени». Автор покидает своего героя, как на кладб 1 ще, в его музее, посреди мамонтов н птеродд] тилей. Он не говорит, что дальше станется с низ похоронит ли он себя среди 'своих ишжаемь: пли 'спустится с «высот» чистой науки, чтоб отдать 'свои знания насущным нуждам строигел! ства. Однако, не верится, итобы он пошел I самопогребение. Умирать ему не хочется, а т что его может окончательно погубить, он разгз. дел п понял. «Ученого коммуниста, являющегося активны борцом (на фронте социалистического страительс ва» в повести, действительно, нет. И еще вопро как подействовал бы его пример на такого убез денного одиночку, как проф. Крот. Но автор з ставил его прийти ж убеждению, что он шел н верным путем, заставил понять, где лежит пр вильвая дорога, не посредством назидательно примера; Крот осознал это в процессе собстве ной своей работы. Может быть, вокруг него ей нет настоящих работников, борцов за еоцстр <1 тельство, но он теперь знает, что они настоятел но нужны, и знает, какими они должны быт Дальнейший выбор заажоиш от него самого. Е молодые сотрудники этот выбор уже 'сделали. Все это сделал «безрогий» носорог. Вряд ; за это его можно считать «обезроженным». Во. он помог отрезать начисто целую полосу нау^ш традиции, которую вел далеко не плохой пре ставитель ’ старой школы и которую собирали продолжать его советские ученики. Есть разные способы воздействия на читател в частности, по-разному можно внушать «пол жительные» идеи. Можно показать ему полож тельного героя в его созидательной работе _____

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2