Сибирские огни, 1932, № 5
j T V p e M ^ v H . и . т . 1 г б е з р о г и й штш 55©6©©|3©»5©&Ш1»§Й|Й & | © © @ р @ г «Нельзя по-старому валить ® одну кучу всех сшвителшо, нет. В виду валанюсти темы, затро^ специалистов и инженерно-технических работни ков старой школы». Нужно «изменить отноше ние к инженерно-техническим силам старой шко лы, проявлять к е м побольше яаяшааия и за* боты, смелее привлекать их к .работе». Таково одно из шести исторических условий тов. Стали на. (Вопрос о специалистах, как отмечено этим условием, в настоящий момент имеет большое значение. Это ставит определенные задачи и пе ред литературой. Чтобы не валить в одну ку чу старых специалистов, надо их знать, а чтобы их знали, нужно их показать. Этот показ — одна из очередных тем литературы. Разрабаты вая эту тему, писатель делает практически нужное дело, выполняет «часть организованной, планомерной, соединенной партийной работы». Словами Сталина подсказано и направление этой работы. Он говорил: «Если в период вредитель ства наше 'отношение к старой технической ин теллигенции выразилось главным образом в по литике разгрома, то теперь, в период поворота этой интеллигенции в сторону советской власти, наше отношение к ней должно выражаться, глав ным образом, в нолитике привлечения и заботы о ней». На тему о специалисте старой школы написана повесть М. Никитина «Безрогий носорог» («Сиб. охни», 31 г. № 12). По теще эта повесть, очевидно, вполне своевременна, как .раз отзыва ется на задание, поставленное пятым условием Сталина. Повесть уже вызвала довольно суро вый отзыв одного из читателей, тов. Терентьева, под выразительным заглавием «Обезролшшый носорог». Основной недостаток повести, по мне нию тов. Терентьева, заключается в том, что «в ней совершенно не показана классовая борьба в науке», т.-е. повесть аполитична. «Не видно тех, кто под маской лойальности, забравшись в наши институты, академии и вузы, пытаются вести контрреволюционную работу»; нет и «уче ною коммуниста, являющегося активным бор цом на фронте социалистического строительст ва». Слогом, изображено не то, что надо, и не так, как следует. Актуальная интересная тема испорчена. Письмо тов. Терентьева имеет принципиаль ное значение. Оно указывает писателю, как нужно изображать классовую борьбу в науке. Того, что требует автор письма, в повести, дей- И я ‘ " “ " ” нутой Никитиным, следует подробнее разобрать ся во всем этом. Герой повести — некий профессор Крот. Он начальнич экспедиции, разыскивающей место рождения апатитов. Экспедиция, видимо, орга низована по его инициативе. Он выдвинул во прос о возможности найти апатиты в данном районе. Газеты подняли шум вокруг этого во проса. Под этот шум ему было сказано обще ственное доверие. Ему было поручено начальст во над 1 жспедигрей, а самую экспедицию оГоорудо-, Еали так щедро, как ни одну из его прежних поездок. Рада нее отложили другую экспедицию, тоже очень важную, потому что кроме проф. Ерота туда послать было некого. Повесть начи нается с того момента, как профессор после долгих вычислений и размышлений убеждается, что экспедиция оказалась напрасной: местные апатиты пе имеют промышленного значенйя. По ложение его довольно тяжелое, пожалуй, даже драматическое. Ведь это он поднял вопрос об апатитах. Это о нем говорил т. Сталин, что ста рые специалисты начинают работать заодно с рабочим классом, это к нему он рекомендовал проявлять побольше доверия и • заботы. Дове рие и заботы оказаны, в его авторитетному го лосу прислушались. А в результате «наделала синица славы, а море не зажгла». Об’ясняй те перь, что он журавлей в небе не обещал и даже просол газетчиков не подымать шума, что ошиб ки могут быть у каждого, что он сделал все, от него зависящее, что он искренно хотел и те перь хочет работать заодно с пролетариатом. Об щественное мнение осудит его, будут называть вредителем. А думать о том, как он разобьет надежды своих молодых сотрудников, было не стерпимо. Разве он этого хотел? Надо что-то сделать. Дорогая экспедиция не может кончить ся впустую. Если ей не удалось найти апати ты, она должна найти что-либо равноценное, не какой-нибудь пустяк, попадающийся на каждом шагу. Опыт и знание старого, высококвалифи цированного специалиста не годйтся приклады вать в исследованию, для которого достаточно молодых практикантов. Директор ближнего сов хоза говорит, правда, что он все эти эвене,ди- ции переделал бы на почвоведаые, так как ис следование почв — остро нужное дело. Но для этого вовсе не нужен проф. Крот, который спо собен дать гораздо большее. Это все равно, как если бы послать его в школу 1-й ступени про-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2